Норма либретто краткое содержание. Жилище Нормы

Norma

Является превосходным образцом традиции бельканто . Заглавная партия - одна из самых трудных в репертуаре сопрано . Она была написана для Джудитты Пасты , на принадлежащей ей вилле . Она же впервые спела Амину в «Сомнамбуле ». Признанной исполнительницей партии Нормы является Зинка Миланова . Самой знаменитой Нормой XX века была Мария Каллас . Самая знаменитая (из существующих) видеозаписей - Античный театр Оранж (20 июля 1974 года), в партии Нормы - Монтсеррат Кабалье .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Картина первая. Священная роща друидов

    В рощу приходят друиды во главе с верховным жрецом Оровезо. Он просит богов благословить народ на войну против римлян и помочь Галлии сбросить ненавистное иго угнетателей. После ухода священников в роще появляется римский проконсул Поллион со своим центурионом Флавием. Поллион признается другу, что разлюбил верховную жрицу, дочь верховного друида Норму, которая ради него изменила своей религии, нарушила обет целомудрия и родила двух сыновей. Теперь сердцем Поллиона завладела молодая жрица Адальжиза, которую он недавно видел в храме. Заслышав звуки труб, созывающие кельтов к священному камню, римляне уходят. Торжественно входят жрецы и жрицы. Норма поднимается на помост для приношения жертвы богам. Во всеуслышание она обращается к богам и предсказывает падение власти римлян - такова воля богов (каватина «Casta Diva »). Перед священным камнем склоняются друиды. Все уходят. Остается Адальжиза. Она молит богов дать ей силы забыть Поллиона, которого она заметила в храме. Тем временем возвращаются Поллион и Флавий. Поллион клянется Адальжизе в любви и предлагает уехать с ним в Рим . Адальжиза в смятении, но поняв, что любит Поллион и ради этой любви готова отречься от служения в храме, чтобы быть счастливой, соглашается.

    Картина вторая. Покои верховной жрицы

    Норма в глубокой скорби. Она делится опасениями со своей подругой Клотильдой. Поллион собирается покинуть страну, так как возвращается в Рим, хотя почему-то утаил от нее это. Норма догадалась, что Поллион оставил её ради другой, но имени своей соперницы не знает. Входит Адальжиза. Она признается Норме в преступной любви к Поллиону, кается в том, что ради него готова нарушить обет целомудрия. Норма, сознавая, что она сама первая совершила такое же преступление, готова простить Адальжизу, и просит назвать имя того, кого она полюбила. Входит Поллион. Адальжиза указывает на него. Он в смятении, но объявляет Норме, что между ними все кончено и хочет увести Адельжизу. Но Адальжиза потрясена предательством и оталкивает римлянина. Она слишком чтит верховную жрицу, чтобы стать возлюбленной того, кто изменил ей.

    Акт второй

    Картина первая. Покои верховной жрицы

    Охваченная отчаянием Норма склонилась над колыбелью своих детей. Она задумала лишить их жизни. Но чувство материнской любви одерживает верх над ненавистью к их отцу. Входят Клотильда и Адальжиза. Норма готова отказаться от Поллиона. Она просит Адальжизу стать матерью её и Поллиона детям и забрать их в Рим. Но Адальжиза не хочет быть предательницей. Она пойдет к Поллиону и напомнит ему о его долге перед Нормой.

    Картина вторая. Священная роща друидов

    Галльские воины ожидают сигнала к началу восстания против римлян. Пришедший Оровезо вдохновляет их.

    Картина третья. Придел Ирминсула в храме друидов

    Норма ожидает возвращения Адальжизы. Но вместо неё приходит Клотильда. Разговор Адельжизы с Поллионом не принес положительных результатов. Римлянин непреклонен - он навсегда покидает бывшую возлюбленную. Норма думает, что юная соперница нарушила данное ей обещание помочь и осталась с Поллионо и решает отомстить. В храм входят воины и Оровезо. Норма ударяет мечом по бронзовому щиту, давая тем самым сигнал к началу восстания. За стенами шум и крики. В храм приводят Поллиона. Он пытался совершить святотатство - похитить из храма жрицу-девственницу. Ему угрожает смерть. Норма требует оставить их наедине. Она предлагает Поллиону спасение, если он откажется от Адальжизы, хотя и не вернется к ней, Норме. Но Поллион предпочитает смерть. Возвращается Оровезо с воинами. Норма приказывает сложить костер - на нём погибнет нарушительница обета - истинная виновница всего. Воины требуют назвать её имя. Норма открывает правду - это она, верховная жрица, нарушила обет целомудрия. Она просит своего отца, Оровезо, простить ее и заботиться о её сыновьях и помня, что те - его кровь и плоть. За пределами храма разгорается пламя костра. Норма прощается с отцом. Поллион пытается её остановить, но жрица непреклонна. Тогда Поллион, поняв, что всегда любил ее, принимает решение разделить участь Нормы. Они вдвоем восходят на костер.

    Всем. проявившим интерес к опере "Норма" в провинциальном театре,
    предлагаю просмотреть её же в постановке мирового уровня в Токио, с
    приглашением суперзвёзд оперы и красавцев Фьоренцы Чедолинс и (безвременно умершего в апреле) Винченцо Ла Скола. Думаю, Вам будет
    интересно сравнить спектакли и ещё раз послушать так хорошо запоминающуюся музыку да ещё с русскими субтитрами. Для чего всем
    высылаю линки. Интересно также, как принимают спектакль японцы. Какой
    контраст с постановкой и приёмом нашими слушателями скандальной постановки "Руслана" в нашем Большом.
    Таким образом, я, как стахановец, времён пятилетое, выполняю сразу две
    нормы - в прямом и переносном смысле. А Чедолинс так прекрасна, что за неё
    пойдёт в огонь не один Поллион...

    Год выпуска: 2003
    Лейбл: La Voce Inc.
    Страна-производитель: Japan
    Жанр: Opera
    Продолжительность: 160 min
    Язык: Итальянский
    Перевод: Не требуется
    Субтитры: Русские, в составе контейнера

    Исполнители:
    НОРМА, жрица храма друидов - Фьоренца Чедолинс (Fiorenza Cedolins)
    ПОЛЛИОН, римский проконсул в Галлии - Винченцо Ла Скола (Vincenzo La Scola)
    АДАЛЬЖИЗА, дева в храме друидов - Нидия Паласио (Nidia Palacios)
    ОРОВЕЗ, отец Нормы, верховный жрец - Джорджио Сурьян (Giorgio Surjan)
    КЛОТИЛЬДА, подруга Нормы - Яёи Торики(Yayoi Toriki)
    ФЛАВИЙ, центурион - Сатоши Чубачи (Satoshi Chubachi)
    Хор и оркестр: Токийский Филармонический Оркестр, Оперная труппа театра "Фудзивара"
    (Tokyo Philharmonic Orchestra; Fujiwara Opera Chorus Group)
    Дирижёр: Бруно Кампанелла (Bruno Campanella)
    Постановка, декорации и костюмы: Хьюго де Ана (Hugo de Ana)
    Видеорежиссер: Рейко Охара (Reiko Ohara)
    Видеопроизводство: Тору Мурата (Tohru Murata)
    Хормейстер: Мицуги Оикава (Mitsugi Oikawa)
    Запись в Новом Национальном Театре Токио (Recorded live at the New National Theatre, Tokyo)
    Описание:
    Опера в четырёх действиях (первоначально в двух действиях, но разделённых на четыре картины) Винченцо Беллини на либретто (по-итальянски) Феличе Романи, основанное на одноимённой французской трагедии Луи Александра Сомэ. Первое исполнение: Милан, театр «Ла Скала», 26 декабря 1831 года.(belcanto.ru)

    Содержание оперы
    Место действия: Галлия.
    Действие первое.
    Роща друидов со священным дубом и жертвенником.
    Священная роща друидов, в центре дубовая статуя бога Ирминсула и жертвенник. Ночь. Под звуки религиозного марша проходят шеренги галлов, затем процессия друидов во главе с верховным жрецом Оровезом. Оровез объявляет о том, что Норма, его дочь, с восходом луны совершит таинственный обряд - жатву священной омелы. Тогда Ирминсул устами Нормы возвестит о грядущем конце чужеземного ига. Кортеж галлов удаляется, и появляются римский проконсул Поллион и его друг Флавий. Проконсул был любовником Нормы, которая родила ему двух сыновей, но никто из галлов об этом не знает. Однако проконсул уже не любит Норму, увлечённый юной жрицей Адальжизой.
    Восходит луна, раздаётся звон священного щита, и появляется Норма в окружении толпы. Начинается обряд. Норма пророчествует о том, что дни мщения ещё не наступили, что нужно ждать. В её молитве смешаны ненависть к римлянам и желание увидеть проконсула. По окончании обряда все уходят, кроме Адальжизы, которая терзается, вспоминая Поллиона. Появившийся проконсул умоляет её бежать с ним в Рим, куда его вызывают. Адальжиза, поколебавшись, обещает Поллиону следовать за ним.
    Действие второе.
    Убежище Нормы в скалистой пещере.
    Входит друидесса, ведя за руку детей. Обуреваемая противоречивыми чувствами, она подозревает Поллиона в измене и дрожит при мысли о том, что он намеревается вернуться в Рим без неё и детей. Адальжиза приходит в тайные покои Нормы, чтобы исповедаться в своей преступной любви к римлянину. Взволнованная её признанием Норма обещает помочь Адальжизе, освободив от обета безбрачия, и спрашивает имя её возлюбленного. Адальжиза показывает на входящего в комнату Поллиона. В приступе гнева Норма объвиняет римлянина в том, что он предал её и своих сыновей. Поллион пытается увести Адальжизу, но та с презрением отвергает его и указывает ему настоящую жену.
    Действие третье.
    Пещера Нормы.
    В покоях Нормы спят её дети. Она заходит со светильником и обнажённым кинжалом. Норма замыслила убить детей, но силы ей изменяют. Призвав Адальжизу, она просит взять их с собой в римский лагерь после того, как девушка выйдет замуж за Поллиона. Адальжиза отказывается от брака с Поллионом, которого она хочет уговорить вернуться к Норме. В сердце Нормы пробуждается надежда.
    Действие четвёртое.
    Священная роща друидовПустынное место близ рощи друидов. Норма в храме ожидает Клотильду. Но та приносит ей плохие вести: молодой жрице не удалось поколебать Поллиона, который грозит похитить её из храма. Норма трижды ударяет в священный щит, призывая галлов к восстанию против римлян. Теперь необходимо принести жертву богу. В этот момент Клотильда сообщает ей о том, что римский воин совершил святотатство, проникнув в храм. Это Поллион. Норма просит оставить их одних. Она предлагает римлянину спасение, если он откажется от Адальжизы. Поллион непоколебим. Норма грозит ему смертью сыновей, Адальжизы и полным истреблением римского войска. Наконец, доведённая до отчаяния, она приказывает развести костёр, на котором будет сожжена преступная, нарушившая обет жрица. Перед всем народом Норма обвиняет себя, просит прощения у Оровеза и поручает ему детей. Поллион разделяет её участь... (С)

    СРОК РАЗДАЧИ 4 НЕДЕЛИ
    ЗЕРКАЛО НА САЙТЕ "НАРОД.РУ"

    НА СКАЧИВАНИЕ 4 ДНЯ

    ОПЕРА УПАКОВАНА ПРОГРАММОЙ "ХАМЕЛЕОН"

    БЕЛЬКАНТО

    Целомудренная Дева!
    Серебришь ты дивным взором
    Вековой сей бор священный.
    Обрати к нам лик нетленный,
    Ясным светом озари.
    Целомудренная Дева,
    Укроти страстей горенье,
    И умерь пыл дерзновенный
    На земле покой блаженный,
    Как на небе, водвори.
    (каватина "Casta Diva")


    БЕЛЬКАНТО

    Бельканто. Красивое пение – bel canto – стиль, дух, целая эра итальянской музыки.
    Этот стиль пения со своей сложнейшей техникой зародился еще во времена барокко, прошел несколько этапов, очередной расцвет получил в начале XIX века, в творчестве Россини, Беллини и Доницетти.
    Плавность и пластичность, гибкость и виртуозный блеск – это то "немногое", что требовалось от главного древнейшего музыкального инструмента – человеческого голоса. Не говоря уже о том, что с подобным голосом надо родиться, нужно еще научиться им пользоваться: вести длинную мелодическую линию, к тому же украшенную музыкальным орнаментом:

    В этой эре "bel canto" - самая знаменитая каватина "Casta Diva" (Непорочная Богиня) из оперы Винченцо Беллини "Норма" - одной из бесспорных вершин вокального искусства.
    По утверждению графа Барбо (биографа Беллини), музыка молитвы Нормы, которой суждено было стать жемчужиной оперной классики, переписывалась восемь раз. Беллини и прежде бывал недоволен результатом, но чтобы настолько – никогда. Он вложил в музыку всего себя, весь свой талант, душу и мастерство.

    Джудитта Паста
    Джудитта Паста, первая исполнительница роли Нормы, поначалу отказывалась петь молитву "целомудренной деве". Примадонна опасалась, что она не справится. Ария была необычайно трудна в исполнении, а мелодия развивалась почти без пауз. Однако Беллини настоял на своем. И оказался прав.
    "Casta Diva" стала шедевром на все времена.
    Труднейшая партия каватины "Каста дива" стала украшением и некой оценкой голоса певицы - и этот экзамен могли пройти только, действительно, избранные.
    Мария Каллас стала самой знаменитой Нормой. Оперная дива отождествляла себя с этой героиней и свою жизнь. Отождествление было очевидное - мучительная и жертвенная любовь без условий к мужчине до конца своей жизни...
    Итальянцы никогда не были перфекционистами и педантами во всем. Во всем, кроме оперного пения, где малейший нюанс от колоратуры до произношения они подвергали строгому анализу. Успех же именно как исполнитель итальянской оперы означал автоматически успех как исполнителя классической оперы вообще. Ибо основы оперного пения и его критерий правильности - это бельканто.
    "Белинни сочинил Норму для меня", - говорила Каллас. Ее она исполнила 89 раз! (сделаны записи на пластинках в 1954 и 1960 гг.)


    Именно так могла выглядеть Норма
    (не настаиваю, это только мое авторское мнение)

    Каватина Нормы "Casta diva" звучит как гимн Всепоглощаю­щей Любви, гимн Женщине…

    Этот гимн превосходен в исполнении Монсерат Кабалье (здесь обратите внимание на ветку омелы в руках Нормы, о которой напишу ниже)

    "Casta diva" -- форшлаги и очень виртуозные группетто облагораживают речитацию и образуют несколько различных мелодических волн, сначала в диапазоне сексты, а затем расширяющихся вплоть до октавы, причем и подъем и постепенное нисхождение по терциям сливаются в одну большую мелодическую линию (говоря на муз. языке).
    Затем вступает хор, также взывая к луне, а Норма восклицает, вся устремившись к ее свету. Быть может, кроме богини ночи, ни одна женщина не имела в истории оперы такого величественного, сияющего, безграничного ореола.
    Анна Нетребко в этой партии тоже божественна...

    Только раз в жизни дано было Винченцо Беллини создать гениальную музыку оперы "Норма".
    Не напиши он более ничего, все равно бы остался в истории создателем уникального шедевра. Фигуре Винченцо Беллини посвящен интересный и красочный фильм совместного производства Франции и Италии, вышедший в мировой прокат в 1956 году. Вполне закономерно, что создатели биографической картины о композиторе свое произведение назвали "Casta Diva" . Через весь фильм алой лентой проходит история любви Винченцо Беллини и Маддалены Фумароли, начало которой положил по версии сценаристов оригинальный подарок композитора своей музе. Лишь раз, увидев ее на ужине в доме покровителя, дочерью которого она была, Беллини воспылал страстным чувством к этой утонченно красивой юной особе. Ее образ нашел воплощение в красивейшей арии, ноты которой смущающийся Беллини и преподнес даме сердца, даже не сделав копии. Нетрудно догадаться, что музыкальный портрет возлюбленной стал впоследствии легендарной "Casta Diva".


    Несмотря на некоторые фактологические неточности, фильм "Каста Дива" оставляет приятное послевкусие. Тем, кто любит старое, доброе кино, он, наверняка, понравится. Здесь есть аромат времени, атмосфера, чудесно наивный милый юмор, которой уже нигде не встретишь, колоритные зарисовки итальянской жизни того времени. Привлекательной для просмотра эту картину делает и огромное количество музыкальных номеров. Здесь собраны фрагменты почти из всех опер Беллини, которые подарят радость узнавания любимой музыки.


    Путь Беллини подобен стремительному полету кометы, ведь за свою столь короткую жизнь (композитор прожил всего З4 года) "творец итальянской мелодии" смог поднять итальянскую лирико-драматическую оперу на новый уровень и поистине являет собой особую страницу во всей мировой опере. Композитор умер в Париже и погребен на кладбище Пер-Лашез. (Удивительно, что спустя четырнадцать лет рядом с Беллини похоронили Шопена – это была последняя воля польского композитора, который являлся большим поклонником его творчества).
    Из всех музыкальных произведений, созданных Винченцо Беллини, это опера "Норма", которая на протяжении вот уже более 180 лет ставится и проходит на разных оперных сценах по всему миру с непревзойденным успехом и которая считается истинным шедевром музыки. Один музыкальный критик XIX века написал: "Из всех творений Беллини, – именно в этой опере соединились глубокая реалистичность, мелодическое богатство и наиболее сокровенные чувства". По иронии судьбы этим критиком был не кто иной, как Рихард Вагнер. Сам автор бессмертного произведения говорил, что, случись кораблекрушение, единственная из его опер, которую надо было бы спасти, это "Норма".

    Действие оперы происходит в Галлии около 50 лет до н.э. и повествует о противостоянии римлян и друидов. Главная тема – конфликт между долгом и чувством. Долг и любовь – противопоставление старое, как мир.
    Как всегда я попытаюсь рассказать в хронологической последовательности фабулу этой оперы.
    Авторы перенесли легенду о запретной любви верховной жрицы древних галлов Нормы из времен 1 века до н.э. на сцену, когда римские легионы Цезаря захватили Галлию.

    Ночь. Друиды, под торжественные звуки воинственного марша, собираются в священной роще перед священным деревом Ирминсулом их бога Ирмина. (Священное дерево - это Дуб - у друидов символизировал верховное божество, и поэтому все, что росло на нем, было священным). В определенное время года, при определенном положении солнца, луны и звезд, главный друид взбирался на дуб и срезал омелу специальным священным ножом. Кельтские жрецы-друиды считали, что омела - это золотая ветвь Древа жизни, которая скрепляет союз божественного и земного.
    (Для не посвященных в верховные дела трудно поверить, что на этих священных деревьях жрецы приносили и страшные жертвоприношения. Несчастного подвешивали на дерево, а затем медленно сжигали)...
    В действии, здесь, именно Норма, верховная жрица, в должный момент свершит великий обряд - жатву священной омелы, и это будет сигналом к восстанию против римлян.
    Ну, а теперь о любви самой жрицы: оказывается, что верховная жрица Норма - уже несколько лет является любовницей римского война Поллиона! - родила двух детей от любимого, которых растила в тайном убежище в скалистой пещере; ей помогает ее подруга Клотильда. Но Поллион вдруг влюбился в другую жрицу - Адальжизу. (Времена меняются - нравы остаются).
    Теперь вы, читатели, понимаете какое "опасное" сочетание чувств пребывает в этих отношениях. Норма настолько возмущена изменой возлюбленного, что даже решается на убийство своих детей, но отступает от принятого решения... Понимая свою противоверность морали клана друидов решает по-другому: принести в жертву себя! - Только теперь Поллиону до конца открывается величие женского духа, и он решает умереть вместе с Нормой.
    Разжигается погребальный костер, и - вновь соединенные - влюбленные, Норма и Поллион, восходят к своей смерти.

    Предоставляю желающим послушать оперу Сиднейского оперного театра.

    Vincenzo Bellini, Norma, Sydney Opera House Australia
    Norma - Joan Sutherland, Oroveso - Clifford Grant, Adalgisa - Margareta Elkins
    Pollione - Ron Stevens, Clothilde - Etela Piha, Flavio - Trevor Brown

    Музыка Беллини на века сохранила эту странную любовь, невозможную в своей сладкой ненависти...
    180 лет Casta Diva звучит в честь тысячелетней любви... Но любовь и жизнь самого Винченцо Беллини и красота, которая была так возвышена сохранилась не только в звуках..., но и вилле Роккабруна на озере Комо (Италия).
    Озеро Камо и Вилла Роккабруна – уводит нас в конец 18 века. Тогда виллой владела мадам Рибьер, эксцентричная модистка из Парижа, которая сделала свое состояние на платьях для дам из высшего общества. В 1827 году виллу купила наша итальянская оперная дива Джудитта Паста , которая была первой исполнительницей героинь опер Беллини. Ее неподражаемое сопрано принесло ей мировую известность, а ария Casta Diva увековечила ее имя в истории оперы и не только - место, где звучала опера - тоже стало "иконой стиля и роскоши".




    На сегодня эта вилла - отель Casta Diva Resort.
    Особенность отеля - стремление передать гостям чувства, эмоции и атмосферу жизни и искусства XIX века: и сегодня, прогуливаясь среди роскошных вилл в парке на берегу озера, волей-неволей напеваешь тихонько мотив арии и представляешь, как здесь собирались властители умов 19 века – Беллини, Стендаль, Россини и другие гости Джудитты Пасты. Когда любовь витает в воздухе и влюбленные ищут уединения, все вокруг преображается и сама окружающая природа мистическим образом усиливает чувства. Нет ничего лучше этого...

    Сейчас в вилле находятся лобби, ресепшн, бар и античный салон, а также спа-зона. Здесь же расположены и исторические сьюты – некоторые двухэтажные и все с видом на озеро.


    Все виллы в Casta Diva Resort & Spa названы в честь героинь знаменитых опер – Дорабелла, Фиордилиджи ("Так поступают все женщины, или Школа влюбленных"), Амина ("Сомнамбула"),
    Норма ("Норма"), Леонора ("Фиделио"), Виолетта ("Травиата"), Изотта ("Тристан и Изольда"), Джильда ("Риголетто").




    Непорочная Богиня, ты озаряешь
    эту древнюю священную рощу,
    обрати же к нам свой дивный лик,
    безмятежный и ясный.

    Укрепи, о Богиня,
    укрепи пламень сердец,
    укрепи их храбрость.
    Ниспошли на землю мир,
    который ты утверждаешь на небе.



    ЭТО И ЕСТЬ БЕЛЬКАНТО


    БЕЛЬКАНТО

    Целомудренная Дева!
    Серебришь ты дивным взором
    Вековой сей бор священный.
    Обрати к нам лик нетленный,
    Ясным светом озари.
    Целомудренная Дева,
    Укроти страстей горенье,
    И умерь пыл дерзновенный
    На земле покой блаженный,
    Как на небе, водвори.
    (каватина "Casta Diva")


    БЕЛЬКАНТО

    Бельканто. Красивое пение – bel canto – стиль, дух, целая эра итальянской музыки.
    Этот стиль пения со своей сложнейшей техникой зародился еще во времена барокко, прошел несколько этапов, очередной расцвет получил в начале XIX века, в творчестве Россини, Беллини и Доницетти.
    Плавность и пластичность, гибкость и виртуозный блеск – это то "немногое", что требовалось от главного древнейшего музыкального инструмента – человеческого голоса. Не говоря уже о том, что с подобным голосом надо родиться, нужно еще научиться им пользоваться: вести длинную мелодическую линию, к тому же украшенную музыкальным орнаментом:

    В этой эре "bel canto" - самая знаменитая каватина "Casta Diva" (Непорочная Богиня) из оперы Винченцо Беллини "Норма" - одной из бесспорных вершин вокального искусства.
    По утверждению графа Барбо (биографа Беллини), музыка молитвы Нормы, которой суждено было стать жемчужиной оперной классики, переписывалась восемь раз. Беллини и прежде бывал недоволен результатом, но чтобы настолько – никогда. Он вложил в музыку всего себя, весь свой талант, душу и мастерство.

    Джудитта Паста
    Джудитта Паста, первая исполнительница роли Нормы, поначалу отказывалась петь молитву "целомудренной деве". Примадонна опасалась, что она не справится. Ария была необычайно трудна в исполнении, а мелодия развивалась почти без пауз. Однако Беллини настоял на своем. И оказался прав.
    "Casta Diva" стала шедевром на все времена.
    Труднейшая партия каватины "Каста дива" стала украшением и некой оценкой голоса певицы - и этот экзамен могли пройти только, действительно, избранные.
    Мария Каллас стала самой знаменитой Нормой. Оперная дива отождествляла себя с этой героиней и свою жизнь. Отождествление было очевидное - мучительная и жертвенная любовь без условий к мужчине до конца своей жизни...
    Итальянцы никогда не были перфекционистами и педантами во всем. Во всем, кроме оперного пения, где малейший нюанс от колоратуры до произношения они подвергали строгому анализу. Успех же именно как исполнитель итальянской оперы означал автоматически успех как исполнителя классической оперы вообще. Ибо основы оперного пения и его критерий правильности - это бельканто.
    "Белинни сочинил Норму для меня", - говорила Каллас. Ее она исполнила 89 раз! (сделаны записи на пластинках в 1954 и 1960 гг.)

    Именно так могла выглядеть Норма
    (не настаиваю, это только мое авторское мнение)


    Каватина Нормы "Casta diva" звучит как гимн Всепоглощаю­щей Любви, гимн Женщине…

    Этот гимн превосходен в исполнении Монсерат Кабалье (здесь обратите внимание на ветку омелы в руках Нормы, о которой напишу ниже)

    "Casta diva" -- форшлаги и очень виртуозные группетто облагораживают речитацию и образуют несколько различных мелодических волн, сначала в диапазоне сексты, а затем расширяющихся вплоть до октавы, причем и подъем и постепенное нисхождение по терциям сливаются в одну большую мелодическую линию (говоря на муз. языке).
    Затем вступает хор, также взывая к луне, а Норма восклицает, вся устремившись к ее свету. Быть может, кроме богини ночи, ни одна женщина не имела в истории оперы такого величественного, сияющего, безграничного ореола.
    Анна Нетребко в этой партии тоже божественна...

    Только раз в жизни дано было Винченцо Беллини создать гениальную музыку оперы "Норма".
    Не напиши он более ничего, все равно бы остался в истории создателем уникального шедевра. Фигуре Винченцо Беллини посвящен интересный и красочный фильм совместного производства Франции и Италии, вышедший в мировой прокат в 1956 году. Вполне закономерно, что создатели биографической картины о композиторе свое произведение назвали "Casta Diva" . Через весь фильм алой лентой проходит история любви Винченцо Беллини и Маддалены Фумароли, начало которой положил по версии сценаристов оригинальный подарок композитора своей музе. Лишь раз, увидев ее на ужине в доме покровителя, дочерью которого она была, Беллини воспылал страстным чувством к этой утонченно красивой юной особе. Ее образ нашел воплощение в красивейшей арии, ноты которой смущающийся Беллини и преподнес даме сердца, даже не сделав копии. Нетрудно догадаться, что музыкальный портрет возлюбленной стал впоследствии легендарной "Casta Diva".

    Несмотря на некоторые фактологические неточности, фильм "Каста Дива" оставляет приятное послевкусие. Тем, кто любит старое, доброе кино, он, наверняка, понравится. Здесь есть аромат времени, атмосфера, чудесно наивный милый юмор, которой уже нигде не встретишь, колоритные зарисовки итальянской жизни того времени. Привлекательной для просмотра эту картину делает и огромное количество музыкальных номеров. Здесь собраны фрагменты почти из всех опер Беллини, которые подарят радость узнавания любимой музыки.


    Путь Беллини подобен стремительному полету кометы, ведь за свою столь короткую жизнь (композитор прожил всего З4 года) "творец итальянской мелодии" смог поднять итальянскую лирико-драматическую оперу на новый уровень и поистине являет собой особую страницу во всей мировой опере. Композитор умер в Париже и погребен на кладбище Пер-Лашез. (Удивительно, что спустя четырнадцать лет рядом с Беллини похоронили Шопена – это была последняя воля польского композитора, который являлся большим поклонником его творчества).
    Из всех музыкальных произведений, созданных Винченцо Беллини, это опера "Норма", которая на протяжении вот уже более 180 лет ставится и проходит на разных оперных сценах по всему миру с непревзойденным успехом и которая считается истинным шедевром музыки. Один музыкальный критик XIX века написал: "Из всех творений Беллини, – именно в этой опере соединились глубокая реалистичность, мелодическое богатство и наиболее сокровенные чувства". По иронии судьбы этим критиком был не кто иной, как Рихард Вагнер. Сам автор бессмертного произведения говорил, что, случись кораблекрушение, единственная из его опер, которую надо было бы спасти, это "Норма".

    Действие оперы происходит в Галлии около 50 лет до н.э. и повествует о противостоянии римлян и друидов. Главная тема – конфликт между долгом и чувством. Долг и любовь – противопоставление старое, как мир.
    Как всегда я попытаюсь рассказать в хронологической последовательности фабулу этой оперы.
    Авторы перенесли легенду о запретной любви верховной жрицы древних галлов Нормы из времен 1 века до н.э. на сцену, когда римские легионы Цезаря захватили Галлию.

    Ночь. Друиды, под торжественные звуки воинственного марша, собираются в священной роще перед священным деревом Ирминсулом их бога Ирмина. (Священное дерево - это Дуб - у друидов символизировал верховное божество, и поэтому все, что росло на нем, было священным). В определенное время года, при определенном положении солнца, луны и звезд, главный друид взбирался на дуб и срезал омелу специальным священным ножом. Кельтские жрецы-друиды считали, что омела - это золотая ветвь Древа жизни, которая скрепляет союз божественного и земного.
    (Для не посвященных в верховные дела трудно поверить, что на этих священных деревьях жрецы приносили и страшные жертвоприношения. Несчастного подвешивали на дерево, а затем медленно сжигали)...
    В действии, здесь, именно Норма, верховная жрица, в должный момент свершит великий обряд - жатву священной омелы, и это будет сигналом к восстанию против римлян.
    Ну, а теперь о любви самой жрицы: оказывается, что верховная жрица Норма - уже несколько лет является любовницей римского война Поллиона! - родила двух детей от любимого, которых растила в тайном убежище в скалистой пещере; ей помогает ее подруга Клотильда. Но Поллион вдруг влюбился в другую жрицу - Адальжизу. (Времена меняются - нравы остаются).
    Теперь вы, читатели, понимаете какое "опасное" сочетание чувств пребывает в этих отношениях. Норма настолько возмущена изменой возлюбленного, что даже решается на убийство своих детей, но отступает от принятого решения... Понимая свою противоверность морали клана друидов решает по-другому: принести в жертву себя! - Только теперь Поллиону до конца открывается величие женского духа, и он решает умереть вместе с Нормой.
    Разжигается погребальный костер, и - вновь соединенные - влюбленные, Норма и Поллион, восходят к своей смерти.

    Предоставляю желающим послушать оперу Сиднейского оперного театра.

    Vincenzo Bellini, Norma, Sydney Opera House Australia
    Norma - Joan Sutherland, Oroveso - Clifford Grant, Adalgisa - Margareta Elkins
    Pollione - Ron Stevens, Clothilde - Etela Piha, Flavio - Trevor Brown

    Музыка Беллини на века сохранила эту странную любовь, невозможную в своей сладкой ненависти...
    180 лет Casta Diva звучит в честь тысячелетней любви... Но любовь и жизнь самого Винченцо Беллини и красота, которая была так возвышена сохранилась не только в звуках..., но и вилле Роккабруна на озере Комо (Италия).
    Озеро Камо и Вилла Роккабруна – уводит нас в конец 18 века. Тогда виллой владела мадам Рибьер, эксцентричная модистка из Парижа, которая сделала свое состояние на платьях для дам из высшего общества. В 1827 году виллу купила наша итальянская оперная дива Джудитта Паста , которая была первой исполнительницей героинь опер Беллини. Ее неподражаемое сопрано принесло ей мировую известность, а ария Casta Diva увековечила ее имя в истории оперы и не только - место, где звучала опера - тоже стало "иконой стиля и роскоши".


    На сегодня эта вилла - отель Casta Diva Resort.
    Особенность отеля - стремление передать гостям чувства, эмоции и атмосферу жизни и искусства XIX века: и сегодня, прогуливаясь среди роскошных вилл в парке на берегу озера, волей-неволей напеваешь тихонько мотив арии и представляешь, как здесь собирались властители умов 19 века – Беллини, Стендаль, Россини и другие гости Джудитты Пасты. Когда любовь витает в воздухе и влюбленные ищут уединения, все вокруг преображается и сама окружающая природа мистическим образом усиливает чувства. Нет ничего лучше этого...

    Сейчас в вилле находятся лобби, ресепшн, бар и античный салон, а также спа-зона. Здесь же расположены и исторические сьюты – некоторые двухэтажные и все с видом на озеро.

    Все виллы в Casta Diva Resort & Spa названы в честь героинь знаменитых опер – Дорабелла, Фиордилиджи ("Так поступают все женщины, или Школа влюбленных"), Амина ("Сомнамбула"),
    Норма ("Норма"), Леонора ("Фиделио"), Виолетта ("Травиата"), Изотта ("Тристан и Изольда"), Джильда ("Риголетто").



error: Контент защищен !!