Контрольная работа за ii семестр. Согласно материалистической позиции, характерной чертой времени является Г) античной философии
1. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как…
а) фантазия
Б) ложь
в) объяснение
г) заблуждение
2. «Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», - утверждал...
а) О. Конт
б) К. Маркс
В) Ф. Ницше
г) А. Бергсон
3. Древнегреческие натурфилософы VI-V вв. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с...
А) различными природными стихиями
б) телесными вещами
в) Космосом
г) объективной реальностью
4. Согласно материалистической позиции, характерной чертой времени является…
а) изотропность
Б) необратимость
в) трехмерность
г) протяженность
5. Философия отличается от науки тем, что она…
А) национальна и личностна
б) опирается на логику
в) внутренне непротиворечива
г) выполняет мировоззренческую функцию
6. Представителем естественнонаучного направления в «русском космизме» является…
а) А. И. Радищев
б) Н.А.Бердяев
В) В.И.Вернадский
г) Н. Ф.Федоров
7. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть…
а) предсознание
б) чувственно-аффективный уровень сознания
в) ценностно-волевой уровень сознания
Г) абстрактное мышление
8. Понимание человека как микрокосма характерна для...
а) средневековой философии
б) философии Нового времени
в) современной философии
Г) античной философии
9. Проблему существования в ее общем виде выражает философская категория...
а) «явление»
б) «бытие»
в) «сущность»
г) «экзистенция»
10. Социальная сфера общества включает в себя...
А) общности людей
б) средства производства
в) государственные структуры
г) транснациональные корпорации
11. Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является…
А) Д. Белл
б) О. Шпенглер
в) К. Ясперс
г) М. Вебер
12. Индивиды, не интегрированные полностью ни в одну культурную систему, представляют _____________________ культуру
а) народную
Б) маргинальную
в) массовую
г) элитарную
13. С точки зрения материализма, законы диалектики…
а) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
Б) имеют универсальный характер
в) реализуются только в живой природе
г) отражают саморазвитие абсолютного духа
14. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется…
а) деятельностью
в) поведением
Г) трудом
15. Утверждая, что все мысли и действия нашей души вытекают из ее собственной сущности и не могут быть сообщены ей чувствами, философ встает на позицию...
А) солипсизма
б) сенсуализма
в) рационализма
г) интуитивизма
16. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о)…
а) Франции
б) Англии
в) Германии
Г) Италии
17. Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в(во)...
А) II-й половине XX в.
б) начале XX в.
г) конце XIX в.
18. Сознание новорожденного есть «чистая доска», которая постепенно «покрывается письменами разума», - считал…
А) Дж. Локк
б) Дж Беркли
в) Б.Спиноза
г) Р.Декарт
19. Наука есть...
а) совокупность взглядов на мир и место человека в мире
б) форма культуры, способная объяснить всё, что угодно
в) совокупность знаний, накопленных человечеством
Г) духовно-практическая деятельность, направленная на познание сущности и законов объективного мира
20. Общественный прогресс связывает с достижениями науки...
а) либерализм
Б) сциентизм
в) прагматизм
г) антисциентизм
21. Разрабатывая новые стратегии отношений человека и природы в современных условиях, философия выполняет _______________ функцию.
А) практическую
б) аксиологическую
в) критическую
г) воспитательную
22. Выдающийся мыслитель и учёный Античности, создатель «Ликея» – ...
А) Аристотель
б) Эпикур
в) Платон
г) Демокрит
23. Сторонники аскетизма проповедуют...
а) наслаждение жизнью
б) извлечение пользы из всего
в) альтруизм во имя служению идеалов
Г) отречение от мирских соблазнов
24. Философское учение о ценностях и их природе называется…
а) гносеологией
б) онтологией
в) теологией
Г) аксиологией
25. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта есть...
а) мифологема
в) гипотеза
Г) теория
26. Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется…
ОНТОЛОГИЯ
Онтология – учение о бытии
Вопрос о первоначале бытия связан с осмыслением единства и многообразия мира, Существование множества предметов, явлений, процессов и состояний порождает философскую проблему: является ли все это одним бытием, исходящим из одного начала или принципа, которому разнообразие может быть сведено как к своей сущности, или же существует бесконечное многообразие видов обособленного друг от друга бытия, имеющего каждое свою собственную сущность? Парменид полагал, что бытие неподвижно, неизменно и умопостигаемо. Демокрит разработал идею множественного бытия как атомарного вещества.
Онтологические позиции связаны с решением вопросов о бытии вещей, бытии идей (сознания) и бытии людей, Основным вопросом онтологии является вопрос об отношении бытия к сознанию: существует ли объективная, независимая от сознания, реальность, или бытие сводится к содержанию сознания?
Монизм признает единство действительности и один источник существования в качестве первопричины, В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, философы делятся на материалистов и идеалистов.
Дуализм - воззрение, утверждающее сосуществование двух различных, несводимых друг к другу сущностей или субстанций - духовной и материальной. (Декарт)
Плюрализм- воззрение, согласно которому действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства (Лейбниц).
Идеалистический монизмвидит единство мира в духовном, идеальном начале. Различают объективный и субъективный идеализм
Материалистический монизмвидит единство мира в системе материальных связей. мир существует вне и независимо от человеческого сознания. Различают диалектический (Маркс) и механистический материализм (17 в.).
Реализм -наиболее распространенная онтологическая позиция, признающая объективную реальность, существующую вне сознания познающего субъекта. К реализму относится объективный идеализм, утверждающий самостоятельное, независимое от человеческого сознания, существование духовной реальности (идеи. Бога, разума) (Платон, Гегель), и материализм, утверждающий первичным родом бытия материю, вещественную реальность.
Диалектический материализм- философское учение, утверждающее (онтологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона ее движения и развития: 1) закон единства и борьбы противоположностей, 2) закон перехода количественных изменений в качественные, 3) закон отрицания отрицания, Особенностью понимания бытия в диалектическом материализмеявляется то, что отброшено понятие бытия как такового
Субъективный идеализмявляется антиподом реализма и рассматривает мир как комплекс представлений, признавая реальным лишь бытие, воспринимаемое сознанием субъекта (распространяется в философии Нового времени). Дж. Беркли.
Экзистенциализм (философия существования XX века) утверждает принципиальное различие между бытием человека и бытием вещей: человек - это самосознающая и свободная реальность (Хайдеггер, Ясперс. Сартр, Камю)
Для осмысления онтологических вопросов философия применяет особые формы мышления, категории -предельно широкие понятия - с целью рассмотрения бытия, сущего как такового, отвлекаясь от свойств и особенностей существующего и от его частных разновидностей, Как правило, такие категории раскрываются лишь друг через друга и используются попарно.
Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория бытия.
Небытие - противоположность бытия, несуществующее, непознаваемое ничто, Может рассматриваться как абсолютное - отсутствие бытия как такового, пустота; либо как относительное - небытие определенной вещи. В первом случае может отождествляться с понятиями «потенциальное бытие». «Единое». «Дао», «меон». «инобытие»; во втором случае - служить для определения границ конкретного бытия.
Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория «бытие».
Внутренняя упорядоченность множества взаимосвязанных элементов называется системой .
Отрицанием в диалектике является переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением некоторых элементов старого состояния.
«интенциональность».
Социальной формой познания, сопровождающей человека на протяжении всей его истории, является игровое познание.
Донаучное знаниеопределяется как «палеомышление» или этнонаука.
Согласно теории П. Фейерабенда , рост научного знания происходит в процессе пролиферации идей.
Впервые термин «гражданское общество» в философии употребил Аристотель.
Главная цель философии – научить людей правильно жить в соответствии с принципами свободы, справедливости и человеколюбия (гуманизма).
Эстетика – философское учение о прекрасном.
Критическая функция философии выражается в стремлении«все подвергать сомнению».
Наука и философия относятся к истине как к высшей ценности. Только в науке и философии целью деятельности является истина сама по себе.
Центральной проблемой немецкой классической философии является проблема тождества субъекта и объекта , сознания и бытия.
Характерной философией русской идеалистической философии является антропоцентризм.
Понятием, противоположным по смыслу понятью «истина» является «заблуждение».
Согласно принципу верифицируемости признаком научного знания является возможность его сведения к протокольным предложениям.
Секуляризация – форма эмансипации (освобождения) от религиозного влияния всех сфер общественной жизнедеятельности.
В современной научно литературе под техникой в широком смысле слова понимаются любые средства и способы деятельности , созданные человеком для достижения каких-либо целей.
Согласно иррационализму , слияние индивидуального Я и мира возможно каксострадание.
Одним из проявлений внутренней свободы человека в философии принято считатьсмирение.
Способность сознания проявлять активную, избирательную устремленность к объектам называется «интенциональность ».
Семья – это первичная социальная группа , поскольку объединяет близких родственников, и социальный институт, поскольку определяет правила и нормы поведения человека.
Преобразовательная функция культуры состоит в том, чтобы с ее помощью изменять окружающий человека мир.
Гносеология исследует общие принципы, формы и методы познания.
Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает онтология .
Аксиология – это учение о ценностях, их формировании и иерархии.
Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего
существующего единого начала. Материалисты таким первоначалом считают материю . Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею .
Учение Декарта о субстанции имеет характер дуализма – принципа, согласно которому материальная и духовная субстанции равноправны и независимы друг от друга.
Индетерминизм – это учение, отрицающее обусловленность, взаимосвязь и причинность.
Всеобщую обусловленность явлений утверждает принцип детерминизма
Отношения бытия и небытия является проблемой онтологии .
Слово есть знак понятия, форма его выражения.
Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется понятием .
Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
Раздел философского знания, предметом которого являются общие закономерности и тенденции научного познания, называется эпистемологией
Научное наблюдение – это целенаправленное и специально организованное восприятие явлений, которое всегда теоретически нагружено.
Начальным шагом научного исследования является формулирование проблемы .
Кун Т . считал, что стадия нормальной науки представляет собой деятельность ученых в рамках принятой парадигмы.
Смена парадигм в науке, согласно концепции Т. Куна, является революцией, предлагающей новую, несоизмеримую с прежней парадигму.
Проблема смысла жизни возникает в результате осознания человеком собственной смертности.
В высказывании Сократа «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред» сформулирована проблема свободы .
Современная культура выходит за рамки локальных, то есть местных, национальных культур и приобретает глобальный, унифицированный характер.
Классическое понимание свободы предполагает ее связь с необходимостью .
Тезис «Наука – чума ХХ века» выражает смысл позиции антисциентизма.
Понятие «постиндустриальное общество » характеризует определенную стадию развития в теории, предложенной сторонниками стадиальной теории (У. Ростоу, Р. Арон, Д. Белл).
В конце XIX века зарождается философия техники в качестве относительно самостоятельной области исследования.
Аналитическая философия – направление неопозитивизма, которое сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений. Основоположники – Б. Рассел, Л. Витгенштейн.
Сенсуалисты считают, что все знание производится на основе ощущений , поэтому чувственное познание является достоверным.
Отрицание возможности достоверного познания сущности материальных систем – отличительная черта агностицизма . К. Поппер является автором концепции роста знания.
Возникновение инженерной деятельности связано с появлением мануфактурного и машинного производства.
Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово “бытие” происходит от глагола “быть”. Но как философская категория “бытие” появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.
В современной философской литературе указывается два значения слова “бытие”. В узком смысле слова - это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком - это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином “материя”.
Итак, бытие - это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория математика, религия или законы, издаваемые государством. Бытие имеет свое противоположное понятие - небытие. И если бытие - это все, что существует, то небытие - это все, чего нет. А как соотносятся между собой бытие и небытие? Это уже вполне философский вопрос, и мы посмотрим, как он решался в истории философии.
Начнем с философа элейской школы Парменида. Расцвет его творчества приходится на 69-ю олимпиаду (504-501 до н.э.). Ему принадлежит философская поэма “О природе”. Поскольку уже в те времена существовали разные подходы к решению философских проблем, то неудивительно, что Парменид ведет полемику со своими философскими противниками и предлагает свои способы решения насущных философских вопросов. “Быть или вовсе не быть - вот здесь разрешение вопроса”, - пишет Парменид. Главный тезис Парменид формулирует предельно кратко: “Есть бытие, а небытия вовсе нету; здесь достоверности путь и к истине он приближает”.
Другой путь - это признание того, что небытие существует. Парменид отвергает такой взгляд, он не жалеет слов, чтобы высмеять и осрамить тех, кто признает небытие. Существует только то, что существует, а несуществующего нет. Кажется, что только так и следует рассуждать. Но давайте посмотрим, какие следствия вытекают из этого тезиса. Главное - это то, что бытие лишено движения, оно не возникает и не уничтожается, оно не имело прошлого и не имеет будущего, оно только в настоящем.
Так неподвижно лежит в пределах оков величайших,
И без начала, конца, затем что рожденье и гибель
Истинным тем далеко отброшены вдаль убежденьем.
Для читателя, не привыкшего к философским рассуждениям, такие выводы могут показаться по меньшей мере странными, прежде всего потому, что они явно противоречат очевидным фактам и обстоятельствам нашей жизни. Мы постоянно наблюдаем движение, возникновение и уничтожение разных предметов и явлений как в природе, так и в обществе. Рядом с нами постоянно рождаются и умирают люди, на наших глазах распалось огромное государство - СССР, и на его месте возникло несколько новых независимых государств. А кто-то утверждает, что бытие неподвижно.
Но на возражения такого рода у философа, следующего Пармениду, найдутся свои аргументы. Во-первых, говоря о бытии, Парменид имеет в виду не ту или иную вещь, а бытие в целом. Во-вторых, он не принимает во внимание мнения, основанные на случайных впечатлениях. Бытие - это умопостигаемая сущность, и если чувства говорят не то, что утверждает ум, то чадо отдать предпочтение утверждениям ума. Бытие - это объект мысли. А на этот счет у Парменида имеется вполне определенное мнение:
Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.
Ибо ведь без бытия, в котором ее выражение,
Мысли тебе не найти 1 .
Учитывая все эти замечания, еще раз рассмотрим вопрос о бытии и движении. Что значит быть в движении, двигаться? Это значит переходить из одного места или состояния в другое. А что есть “другое” для бытия? Небытие. Но ведь мы уже согласились, что небытия нет. Значит, бытию некуда двигаться, не во что изменяться, значит, оно всегда только есть, только существует.
И этот тезис по-своему можно защищать и оправдывать, если под бытием иметь в виду только сам факт существования мира, природы. Да, мир существует и только существует. Но если мы выходим за рамки этой простой и универсальной констатации, мы сразу же попадаем в конкретный мир, где движение не только чувственно воспринимаемый, но и умопостигаемый и всеобщий атрибут материи, субстанции, природы. И это понимали древние философы.
Кто же был философским противником Парменида? Его ровесник, ионийский философ из Эфеса Гераклит (его акме также приходится на 69-ю олимпиаду, 504-501 до н.э.). В противоположность Пармениду Гераклит основное внимание уделяет движению. Мир для него - это космос, не созданный никем из богов и никем из людей, но был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим. Вечность мира, вечность бытия для Гераклита столь же несомненна, как и для Парменида.
Но мир Гераклита находится в вечном движении. И здесь его существенное отличие от неподвижного бытия Парменида. Однако Гераклит не ограничивается утверждением о подвижности мира. Само движение он рассматривает как результат взаимоперехода противоположностей. Бытие и небытие неразрывны. Одно порождает другое, одно переходит в другое. “Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое я старое, ибо первое исчезает во втором, а второе в первом”, - говорит Гераклит. Из главы, посвященной истории философии, известно, что древнегреческие философы в качестве основы всего принимали, как правило, четыре элемента: землю, воду, воздух и огонь. Того же мнения держался и Гераклит, хотя и ставил на первое место огонь. Однако сами эти элементы он рассматривал не просто как сосуществующие, а как переходящие друг в друга. Бытие одних определяется через переход в небытие других. “Смерть земли - рождение воды, смерть воды - рождение воздуха, смерть воздуха - рождение огня и обратно,”- так говорил Гераклит.
Развивая материалистическую философию, более поздние древние философы-материалисты Левкипп (годы жизни неизвестны) и его ученик Демокрит (около 460 - около 370 до н.э.) постарались преодолеть противоречия в учении о бытии и разработали концепцию атомизма. Атомы - это неделимые частицы вещества. Все видимые тела складываются из атомов. А то, что разделяет сами атомы и тела, - это пустота, которая является условием существования многого, с одной стороны, и движения - с другой.
Аристотель в “Метафизике” характеризует взгляды Демокрита и Левкиппа следующим образом: “Левкипп же и приятель его Демокрит учат, что элементы стихии - полное и пустое, называя одно из них бытием, другое - небытием... Потому-то и говорят они, что бытие нисколько не более существует, чем небытие, так как и пустота не менее реальна, чем тело. Эти элементы они считали материальными причинами существующих вещей” 2 .
Атомистическое учение было принято и развито материалистами Древней Греции и Рима, в первую очередь такими философами, как Эпикур (341-270 до н.э.) и Тит Лукреций Кар (около 99 - около 55 до н.э.). В дальнейшем атомизм возрождается в философии Нового времени.
Однако в конце V в. до н.э. в древнегреческой философии получили большое развитие совершенно иные философские системы - системы идеалистической философии. И вполне закономерно, что в этих системах представлено совсем иное учение о бытии.
Единый в своей материальности космос прежних философов был в корне преобразован Платоном (427-347 до н.э.). Само бытие оказалось разделенным на неравноценные виды:
Ч это прежде всего мир вечных неизменных идеальных сущностей, мир идей, новая форма бытия, предшествующая миру вещей и определяющая его: 2) это Мир окружающих нас вещей преходящих, недолговечных, бытие которых носит ущербный характер, это какое-то полубытие; 3) это материя, то вещество из которого всемирный космический ремесленник, демиург духовный творец, мировая душа творит вещи по образцам высшего бытия, по образцам идей.
Бытие материи это, по Платону, скорее небытие, так как оно лишено самостоятельного существования и проявляется как бытие только в форме вещей. Все перевернулось в философии Платона. Материя, тождественная с бытием у более ранних философов, была сведена до уровня небытия. А истинно сущим бытием было объявлено бытие идей.
И все же, сколь ни фантастичен сконструированный Платоном мир, но и он является отражением и выражением того мира, в котором живет реальный, исторически сложившийся и исторически развивающийся человек. В самом деле, в реальном общественно-историческом пространстве бытия человеческого существует мир идей, это мир общественного сознания, бытие которого существенно отличается от бытия природных и созданных человеком материальных вещей. И, наверное, можно было бы высоко оценить заслугу Платона в выделении мира идей, если бы он не отделил его от человека и не перенес бы на небо.
В ходе исторического развития общества развивается духовное производство, развиваются и обособляются формы общественного сознания, которые для каждого нового поколения людей предстают как особый, извне данный и подлежащий освоению мир - мир идей. С этой точки зрения философию Платона можно было бы рассматривать как способ фиксации этой особой формы бытия, бытия общественного сознания.
Однако реальная роль, которую сыграла философия Платона в истории философии и общественной мысли, оказалась иной. Через посредничество неоплатонизма философия объективного идеализма Платона сделалась одним из источников христианской теологии, хотя сама эта теология выступала против некоторых элементов платонизма, шедших вразрез с христианской догматикой.
Ранним и в то же время наиболее значительным представителем неоплатонизма был философ Плотин (около 203 - около 269). Он развил учение Платона об идеях и в определенном смысле сделал его законченным. Он разработал, если можно так выразиться, систему симметричного бытия. У Платона бытие подразделяется, как мы видели, на три части: идеи, вещи и материю, из которой образуются вещи.
В мире бытия Плотина существуют четыре вида бытия. Самый низший - это неопределенная материя, вещество как таковое, из которого образуются вещи (мир вещей). Второй вид бытия, более высокий, - это мир вещей, мир наблюдаемой нами природы. Он выше материи, так как представляет собой копии, пусть и несовершенные, совершенных идей. Третий вид бытия - это мир идей. Он не дан в непосредственном восприятии. Идеи - это умопостигаемые сущности, которые доступны уму человека вследствие того, что в душе есть высокая, причастная миру идей часть. И наконец, согласно Плотину, есть особая материя, та, которая составляет субстрат идей. Это - четвертая, высшая форма бытия. Именно она есть вместилище и источник всего и именно она составила предмет особой заботы изобретшего ее Плотина. Эта форма бытия, согласно Плотину, есть единое.
Единое изливает себя вовне, и так последовательно образуется все сущее: ум и содержащиеся в нем идеи, затем мировая душа и души людей, затем мир вещей и, наконец, эманация единого как бы затухает в самой низшей форме бытия - в вещественной материи. Материя духовная - это нечто невыразимое через слова, характеризующие другие формы бытия, потому что это надсущностное бытие. Но душа, будучи его эманацией, стремится к нему, как к своему родному. “Мы лучше существуем, когда обращены к нему, - пишет Плотин, - и там - наше благо, а быть вдали от него - значит быть одиноким и более слабым. Там и успокаивается душа, чуждая зла, вернувшись в место, чистое от зла. Там она мыслит и там она бесстрастна. Там - истинная жизнь, ибо жизнь здесь - и без Бога - есть лишь след, отображающий ту жизнь. А жизнь там есть активность ума... Она порождает красоту, порождает справедливость, порождает добродетель. Этим беременеет Душа, наполненная Богом, и это для нее начало и конец, начало - потому, что она оттуда, и конец - потому, что благо находится там, и, когда она туда прибывает, она становится тем, чем она, собственно, и была. А то, что здесь и среди этого мира, есть для нее падение, изгнание и потеря крыльев”. Воспарение души, освобожденной от оков этого мира, к своему первичному источнику, к своему “родителю”-единому есть экстаз. И только он может быть для души путем познания невыразимого и непознаваемого в наших словах и в наших мыслях единого.
Время, когда жил и развивал свои философские взгляды Плотин, было переходной эпохой. Старый, античный мир распадался, нарождался новый мир, возникала феодальная Европа. И вместе с тем возникла и стала получать все большее и большее распространение новая религия - христианство. Прежние греческие и римские боги - это были боги политеистических религий. Они символизировали элементы или части природы и сами осознавались частями, элементами этой природы: боги неба и земли, моря и подземного царства, вулкана и утренней зари, охоты и любви. Они жили где-то рядом, совсем близко, а зачастую вступали в непосредственные отношения с людьми, определяя их судьбу, помогая одним в войне против других и т.п. Они были необходимым дополнением к природе и общественной жизни.
Завоевавшее господство монотеистическое религиозное мировоззрение имело совершенно иных богов, точнее, совершенно иного бога. Он один был творцом неба и земли, творцом растений, животных и человека. Это была революция в мировоззрении. К тому же легализация христианства и признание его в качестве государственной религии Римской империи породило лавинообразный процесс вытеснения всех других взглядов из жизни общества.
Интеллектуальная лавина христианства в Западной Европе подмяла под себя все формы духовного творчества. Философия превратилась в служанку богословия. И лишь отдельные, немногочисленные умы средневековья позволяли себе обсуждать, не порывая целиком с христианством, философские проблемы бытия мира и человека вне привычной формы библейского канона.
Для религиозной философии принципиально важным является выделение двух форм бытия: бытия Бога, вневременное и внепространственное, абсолютное, надприродное бытие, с одной стороны, и сотворенной им природы - с другой. Творящее и сотворенное - вот главные виды бытия.
Бытие и небытие, бог и человек - соотношение этих понятий определяет собою решение многих других философских проблем. В качестве примера приведем одно из рассуждении знаменитого итальянского мыслителя Т. Кампанеллы (1568- 1639), взятое из его работы “Город Солнца”, написанной в 1602 г. Жители Города Солнца полагают два фундаментальных метафизических начала: сущее, т.е. Бога, и небытие, которое есть недостаток бытийности и необходимое условие всякого физического становления. От наклонности к небытию, говорит Кампанелла, рождаются зло и грех. Все существа метафизически состоят из мощи, мудрости и любви, поскольку они имеют бытие, и из немощи, неверия и ненависти, поскольку причастны небытию. При посредстве первых стяжают они заслуги, посредством последних - грешат: или грехом природным - по немощи или неведению, или грехом вольным и умышленным. Как видим, определение бытия и небытия служит основанием для построения системы этики. Но, чтобы не выходить за рамки, предписываемые богословием, Кампанелла здесь же добавляет, что все предусматривается и устраивается Богом, ни к какому небытию не причастным. Поэтому в Боге никакое существо не грешит, а грешит вне Бога. В нас самих заключена недостаточность, утверждает Кампанелла, мы сами уклоняемся к небытию.
Проблема бытия в религиозной философии, для которой важнейшей всегда является проблема бытия Бога, приводит к специфическим трудностям. От Плотина идет традиция, согласно которой Бог как абсолют не может иметь положительных определений. Отсюда необходимость отрицательного (апофатического) богословия. Главная идея состоит здесь в том, что любые определения бытия, взятые как определения природы и человека, неприменимы к сверхприродному абсолюту. И вполне логичным в этом случае оказывается отказ от определений и трактовки бытия Бога как над- или сверхбытия. Но это не исключает и не снимает проблемы соотношения Бога-творца и сотворенного им мира. В бытии человека и природы должны проявиться какие-то свойства творца, что и дает основание развивать положительное (катафатическое) богословие.
Но и в дальнейшем эта проблема вставала перед теологами религиозными философами, разрабатывавшими вопросы, связанные с пониманием бытия человека, природы и неизбежной для них проблемы бытия Бога. И, конечно же, философское исследование, претендовавшее на свободное развитие мысли, входило в большей или меньшей степени в противоречие с официальным, каноническим толкованием бытия. От этого не спасало ни субъективное намерение тех или других философов укреплять веру, ни переход их в число священнослужителей. Это относится как к западноевропейским католическим мыслителям, так и к российским, православным. В качестве примера приведем рассуждение С.Н. Булгакова (1871-1944), в котором диалектика бытия выступает как диалектическая связь Бога и его творения.
“Творением, - пишет Булгаков, - Бог полагает бытие, но в небытии, иначе говоря, тем же самым актом, которым полагает бытие, он сополагает и небытие как его границу, среду и тень... Рядом со сверхбытийно сущим Абсолютным появляется бытие, в котором Абсолютное обнаруживает себя как Творец, открывается в нем, осуществляется в нем, само приобщается к бытию, и в этом смысле мир есть становящийся Бог. Бог есть только в мире и для мира, в безусловном смысле нельзя говорить о Его бытии. Творя мир. Бог тем самым и себя ввергает в творение, Он сам Себя как бы делает творением”.
Длительное господство религиозной идеологии, относительная слабость и ограниченная сфера влияния материалистических учений, отсутствие социальной потребности в коренном пересмотре взглядов на бытие общества и человека приводили к тому, что в течение длительного исторического периода даже в материалистических учениях бытие общества рассматривалось идеалистически, т.е. первичным, определяющим считались идеи. Принципиально иная ситуация сложилась в 40-50-х гг. XIX в., когда были разработаны основы диалектического материализма и сформулированы основные принципы материалистического понимания истории.
Это было сделано Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. В философию было введено новое понятие: “общественное бытие”. Общественное бытие - это собственная, внутренняя основа существования и развития общества, нетождественная с его природной основой. Возникнув из природы, на основе природы и в неразрывной связи с ней, общество как особое образование начинает жить своей, в определенном смысле надприродной жизнью. Появляется новый, прежде отсутствовавший, тип законов развития - законов саморазвития общества и его материальной основы - материального производства. У ходе этого производства возникает, отнюдь не по-платоновски, мир новых вещей, который создал не духовный творец, а материальный, но и одушевленный творец-человек, точнее, - человечество. В ходе своего исторического развития человечество творит самое себя и особый мир вещей, названный Марксом второй природой. Принципы подхода к анализу общества Маркс сформулировал в “Предисловии” к работе “К критике политической экономии” (1859).
“В общественном производстве своей жизни, - писал Маркс, - люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”".
Новый взгляд на общество привел и к новым взглядам на бытие человека. Не творение Бога, как в системе религиозных взглядов, и не творение природы как таковой, как в системе взглядов старых материалистов, а результат исторического развития общества - вот что собою представляет человек. Поэтому и отвергаются попытки найти сущность человека в Боге или в природе как таковой. Краткая формулировка этой проблемы была дана Марксом в “Тезисах о Фейербахе”. “...Сущность человека, - писал Маркс, - не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений” 2 . Не природа, а общество делает человека человеком. И собственно человеческое бытие человека возможно только в обществе, только в определенной социально-исторической среде.
Итак, мы видим, что в ходе исторического развития познания, в особенности познания философского, были выделены и по-разному истолкованы различные формы бытия как объективно-реальные (природа, общество, человек), так и вымышленные (мир абсолютных сущностей, Бог).
Конец XIX- начало XX в. характерны тем, что в философии большое внимание уделялось проблемам познания. Гносеология заняла господствующее положение. Более того, развиваются учения, отрицающие значение общефилософских понятий и призывающие отбросить такие фундаментальные философские понятия, как материя, дух, бытие. Особенно заметной такая тенденция была в позитивизме.
И в значительной мере как реакция на такие претензии позитивизма формируются относительно новые концепции бытия, которые в то же время поддерживают идею, согласно которой философия должна подняться над материализмом и идеализмом и выражать некую нейтральную теорию. При ближайшем исследовании, как правило, выяснялся идеалистический характер самих этих философских теорий.
В 20-30-х гг. в Германии параллельно начинают разрабатывать проблемы бытия два немецких философа - Николай Гартман и Мартин Хайдеггер. О Хайдеггере уже говорилось в предыдущей главе, поэтому здесь мы обратимся к работам Гартмана.
Николай Гартман (1882-1950) написал несколько книг, посвященных проблемам онтологии, в их числе “К основам онтологии” и “Новые пути онтологии”. Исходным пунктом его философии является утверждение о том, что все существующее, как материальное, так и идеальное, охватывается понятием “реальность”. Нет реальности высшей или низшей, нет первичности идей или материи, реальность материи есть не менее и не более реальность, чем реальность идей, реальность духа. Реальность, говорил Гартман, оставляет место действия (дословно - место для игры) для духа и материи, для мира и Бога. Но, делая такие заявления, Гартман снимает вопрос о происхождении сознания, о возникновении идеи Бога, о первичности материального или духовного. Он все берет как данное и строит свою концепцию бытия, свою онтологию.
Н. Гартман вводит понятие “разрез бытия, разрез реальности”. Разрез - это некая незримая граница, разделяющая области или слои бытия, но, как всякая граница, не только разделяющая, но и связывающая эти области.
Первый разрез проходит между физическим и психическим, между живой природой и духовным миром в его широком понимании. Здесь пропасть в структуре бытия. Но здесь же и важнейшая его загадка: ведь этот разрез проходит через человека, не разрезая его самого.
Второй разрез - между неживой и живой природой. Здесь кроется еще одна загадка бытия: как из неживого появилось живое?
Третий разрез проходит внутри сферы духовного. Он разделяет психическое и собственно духовное.
Таким образом, благодаря наличию указанных разрезов, все бытие, всю реальность, согласно Н. Гартману, можно представить в виде четырехслойной структуры:
ДУХОВНОЕ | Существуют вне пространства | Существуют во времени |
III разрез | ||
ПСИХИЧЕСКОЕ | ||
I разрез | Существуют в пространстве | |
ЖИВАЯ ПРИРОДА | ||
II разрез | ||
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА |
Два слоя, находящиеся ниже первого разреза, существуют и во времени и в пространстве. Два слоя, находящиеся выше первого разреза, существуют только во времени. Третий разрез нужен Н. Гартману, по-видимому, для того, чтобы преодолеть психологизм некоторых философских концепций. Духовное бытие, согласно Гартману, нетождественно психическому. Оно проявляется в трех видах, в трех модусах: как личностное, как объективное и как объективированное существование духа.
Только личностный дух может любить и ненавидеть, только он несет ответственность, вину, заслугу. Только он имеет сознание, волю, самосознание.
Только объективный дух является носителем истории в строгом и первичном смысле.
Только объективированный дух врастает во вневременное идеальное, сверхисторическое.
Такова в самых общих чертах концепция бытия, разработанная Н. Гартманом. В общем это, несомненно, объективно - идеалистическая теория. Но ее последовательность, широкий охват самого бытия и нацеленность на решение некоторых действительно значимых для науки проблем привлекали к ней внимание многих ученых.
Объективная реальность фиксируется в философии с помощью категории “материя”. Рассмотрением бытия как материи мы займемся в следующей главе.
На определенном этапе развития природы, по крайней мере на нашей планете, возникает человек, возникает общество. Бытие общества и бытие человека составят предмет рассмотрения в других главах этой книги. Однако, как мы уже отмечали, и в бытии человека и в бытии общества есть особая часть или особая сторона их существования: сознание, духовная деятельность, духовное производство. Эти очень важные формы бытия будут рассмотрены в главах, характеризующих сознание человека и сознание общества. Таким образом, знакомство с последующими главами этой книги позволит обогатить представления о бытии мира, общества и человека и расширит круг понятий, необходимых для формирования мировоззрения.
Похожая информация.
центральной проблемой средневековой философии является доказательство бытия бога
в основе классической концепции истины лежит принцип соответствия
с позиции агностицизма, сущность и явление диалектически взаимосвязаны
С точки зрения сенсуализма основой знания являются ощущения
раздел философии изучающий бытие, существование называется онтологией
вид материи существующий исключительно на Земле называется социально..
учение согласно которому смысл жизни является достижение счастья называется эвдемонизм
Специфика философского подхода состоит в том что человек рассматривается как существо стремящееся к совершенству
Единичный представитель человеческого рода без учета особенностей индивидом
К проявлению трансцендирующего характера философии относится … возможность выйти за пределы человеческого познания
Раздел философии, изучающий научное знание, называется … эпистемологией
Объяснительно-информационная функция, культурно-воспитательная функция относится к мировоззренческим функциям.
К методологическим функциям философии относится … координирующая
Универсальным началом философской системы И. Фихте является кантовский принцип … автономии воли
Пирс является представителем прагматизма – философского направления, критикующего классическую философию за её абстрактность и оторванность от проблем конкретного человека.
К. Поппера связано постпозитивистское направление в современной философии
К представителям антисциентистской позиции в современной западно-европейской философии относится …Г. Риккерт
Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория бытия
Развитием, с точки зрения диалектики, является… необратимое, поступательное изменение предметов материального и духовного мира
Философская позиция, отождествляющая духовные явления с физическими состояниями головного мозга, называется… вульгарный материализм
Социальной формой познания, сопровождающей человека на протяжении всей его истории, является игра
Ведущей гносеологической проблемой в философии Нового времени является проблема взаимоотношения субъекта и объективной реальности
Знание, соответствующее историческим условиям, уровню освоения действительности, называется относительной истиной
Согласно принципу верифицируемости признаком научного знания является…возможность его сведения к протокольным предложениям
Основоположником феноменологии является …Э. Гуссерль
Общим в решении проблемы человека в марксизме, фрейдизме и экзистенциализме является… отрицание внеисторичности сущности человека
«Сверхчеловеческое» в сущности человека усматривал … Ф. Ницше
Цивилизацию как ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер, видит … Ясперс
Учение о ценностях называется … аксиологией
Переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую называется социальным(-ой)… мобильностью
Понимание свободы как независимости от власти является характерным для представителей … анархизма
Сущностью преобразовательной функции культуры является… изменение природы, общества и человека
Философом, высказавшим мысль о влиянии техники и электроники на все стороны общественной жизни, является … З. Бжезинский
Аксиологическая функция философии выражается в ориентации человека на определенные ценности, выработке этих всеобщих ценностей.
Сущностью критической функции философии является… осмысление достижений культуры, анализ ошибок, иллюзий
Представлениям современной научной картины мира соответствует следующее положение:Пространство и время представляют собой единый континуум.
Философ, впервые сформулировавший проблему бытия и небытия в философии, – …парменид
Проявлением божественного начала в человеке с позиции философии Возрождения является … творчество
Основные законы _________ были сформулированы Г. Гегелем. - ДИАЛЕКТИКИ
Понятие «существование» является центральным понятием философского направления …экзистенциализм
Материализм XVII века носил ________ характер. механистический
Одномерность, однородность, необратимость – свойства такого атрибута материи, как…время
Диалектика в своем развитии опирается в первую очередь на …естествознание
С точки зрения солипсизма, сознание всегда имеет дело с … субъективным Я
Опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятия, называется… представлением
Ограниченность возможностей познания историческими условиями жизни общества характеризует такое свойство истины как …процессуальность
Раздел философского знания, предметом которого являются общие закономерности и тенденции научного познания, называется…эпистемология
Начальным шагом научного исследования является… формулирование проблемы
В даосизме смысл жизни заключается в… стремлении человека к естественности, близости к природе
Основной чертой современного развития общества, с точки зрения теории модернизма, является … внедрение в жизнь достижений западной культуры
Ф. Ницше понимает культуру как … стиль жизни народа
Идею совершенствования человеческих качеств как основы преодоления глобального кризиса высказал … А. Печчеи
Философским учением о ценностях является …аксиология
Мировоззренческая функция философии … способствует формированию целостного представления о мире
Философия, в отличие от религии, является… теоретической формой осмысления бытия
Античным философом, создавшим концепцию этического интеллектуализма, отождествившим добродетель со знанием, являлся… Сократ
Наиболее крупным представителем патристики является… Августин Аврелий
Теорию естественного права разработал… Джон Локк
Сферой тождества субъекта и объекта, по Ф. Шеллингу, является … искусство
Философское направление, считающее, что сущность человека в своей действительности есть совокупность общественных отношений, называется …марксизм
Раздел философии, изучающий сущее, называется… онтология
Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано в теории… относительности
К законам диалектики, сформулированным Г. Гегелем, не относится закон … единства и борьбы противоположностей
Возникновение в сознании принципиально новых образов и идей связано с такой познавательной способностью человека, как … интуиция
В гносеологии понятие «истина» применимо к… знанию, обусловленному свойствами объекта
Метод моделирования предполагает наличие _______ свойств между изучаемым объектом и его моделью.общих существенных
В философии Нового времени человек как единство двух субстанций – тела и духа – предстает в учении … Р. Декарта
Принципами разрешения антиномии индивидуального и общественного в человеке могут быть универсализм, коллективизм и … индивидуализм
Личность рассматривается в качестве высшей ценности в философии … персонализма
Полилинейность общественного прогресса отстаивал … Н.Я. Данилевский
Культура с позиции аксиологии предстает как… система ценностей и идеалов
К философским идеям и принципам можно отнести… идеалы гуманизма, свободы и справедливости
Предметом изучения социальной философии является…сущность общества, специфика его бытия
Общей для философии и религии функцией является… экзистенциальная
Природа как инобытие Абсолютной идеи предстает в философии … Г. Гегеля
Альбер Камю является представителем… экзистенциализма
К наиболее ярким представителям российского консерватизма относится … бытие
Субъективный идеализм отличается от объективного … принятием сознания субъекта, человеческих ощущений за первичное
Основными функциями социального знания являются методологическая и … аксиологическая
Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется… понятием
Догматизм объявляет некоторые положения или целые учения… истиной. абсолютной
Укажите суждение, в котором выражается единство биологической и социальной детерминации человека. Социальные свойства человека формируются на основе биологических.
Самоорганизация как фактор развития общественной системы, утверждается … синергетикой
К основным чертам восточной цивилизации относится … доминирование традиций
К представителям постмодернистской философии относится … Ж.Делез
Представителем западничества в русской философской мысли является …В. Белинский
Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает… онтология
Особенностью понимания бытия в диалектическом материализме является то, что … отброшено понятие бытия как такового
Согласно диалектико-материалистической концепции развития, случайность есть… реализация одной из многих возможностей
Способность извлекать и перерабатывать информацию позволяет человеку оперировать не с самими предметами, а с представляющими … знаками
Непосредственное постижение целостности объекта выступает как … понимание
Согласно концепции научных революций Т. Куна, смена парадигм в науке является…революцией, предлагающей новую, несоизмеримую с прежней парадигму
Наиболее остро «двойственность» человеческой сущности проявляется в … антиномии духа и тела
Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей называется … социализация
Культура в широком смысле представляет собой… преобразовательную деятельность человека и ее результаты
Идея подавления чувственной природы, отказа от удовольствий с целью высвобождения внутренней энергии характерна для…аскетизма
Предметом изучения социальной философии является… сущность общества, специфика его бытия
Профанная и сакральная области бытия характерны для __________ картины мира. религиозной
Основное отличие позиции реализма от номинализма заключалось в том, что… реалисты признавали самостоятельное существование общих свойств, а номиналисты нет
Философская система К. Маркса основана на принципах … диалектического материализма
Основу человеческой психики, по З. Фрейду, составляет…«Оно»
Раздел философии, изучающий сущее, называется…онтология
Могут быть индуктивными и дедуктивными. умозаключения
Первым мыслителем, поставившим вопрос о различии между философией и другими областями знаний, был… Аристотель
Предметом изучения социальной философии является…бытие, формы и способы бытия мира
Прогностическая функция философии выражается в следующем … предсказывать будущий ход событий
Профанная и сакральная области бытия характерны для __________ картины мира. механистической научной
Философия Платона имеет характер… субъективного идеализма
Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении …человека и мира
2. Наука, исследующая первые начала и причины, была названа Аристотелем...метафизика/1ая фил-я/
3. Обоснованием независимости науки от философии занимается …позитивизм
Наиболее ранней формой духовно-практического освоения мира человечеством считается …религия/мифология/
Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе Ф. Энгельс назвал основным вопросом …философии
«Религия существует постольку, поскольку существует Бог и его творение человек, ощущающий присутствие Творца», - заявляют …теизм
Как система взглядов на мир и место в нем человека философия выступает в качестве…теорет основы мирровозрения
Духовная деятельность человека, связанная со стремлением к мудрости реализуется в…философии
Выберите правильное соотношений понятий «философия» и «наука»:... Философиия выступает методологией науки
Структура философии
1. Наиболее общие вопросы бытия в философии исследует …антология
2. Гносеология - это философское учение о …познании
3. Философское учение о ценностях и их природе называется...аксиология
4. Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть...история философии
5. Философская антропология - это философское учение о …человеке
6. Социальная философия - это максимально обобщенное знание о(б) …обществе
7. Исследованием общества как особого рода реальности занимается…социальная философия
8. В современной философии учение о научном познании называется…эписемология
Исследованием сущности и происхождения морали, значения нравственных норм в жизни человека занимается…
Основные законы и форма мышления изучаются…в логике
Осмыслением представлений о прекрасном и безобразном, комическом и трагическом в жизни человека и общества занимается…эстетика
Вопрос о том, что есть истина и каковы ее критерии, рассматривается в…
Функции философии
1. Теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества называют …философия
Формирование целостной картины мира и бытия человека в нем связано с ________ функцией философии.
Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически - преобразовательной деятельности, выступает в роли …
Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, реализует свою _________ функцию.
Когда философия учит, ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа, то её деятельность связана с _____________ функцией.
Прогностическая________ функция философии базируется на её способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия.
Разрабатывая определенные представления о ценностях, формируя социальный идеал, философия выполняет __аксиологический_______ функцию.
Обоснование ценности человека и его свободы, решение вопроса о смысле жизни связано с __мировозренче.__________функцией.
Генезис философии
1. Если восточная философия характеризуется как мистическая, то европейская как…рационалистичекая
2. Современная философия, отрицающая разумность мира, его закономерный характер, характеризуется как…иррациональная
3. Возникновение современной неклассической иррационалистической философии связано с именами…Ниция
4. Греческие слова phileo - любовь и sophia - мудрость дали начало термину…философия
5. Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла...в античной греции
Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, т.е. философом, был …пифагор
Философия возникла в период…с 7в. До н.э. По 6 н.э.
Первым европейским философом, поставившим вопрос о первоначале мира является…Фалес
Древнегреческая философия зарождается как…рационал.
Принцип воздаяния в индийской философии называется…карма
Учение о «благородном муже» разработано…конфуцием
Индивидуальное духовное начало в индийской философии носит название …актан
Карма - это…заккон возздания в индив религии и религии философии, опред. Характер нового рождения перевоплощения
Основателем даосизма является: лао цзы
Согласно буддизму жизнь есть…страдание
«Четыре благородные истины» лежат в основе…буддизма
Переориентация античной философии с темы природы на тему человека связана с именем…Сократ
Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ - …Фалес
Выдающийся мыслитель и ученый Античности, создатель «Ликея» - …Аристотель
Софисты и Сократ вошли в историю Античной философии своей ориентацией на проблему…человека
Число признается основой бытия в школе:...Пифагора
Философ, полагавший, что в основе бытия лежит материя и форма:...Аристотель
Античный философ, создавший логику...аристотель
Философ, полагавший, что в основе бытия лежит трансцендентная идея Блага:...платон
Классический период в античной философии связан с именами…сократ, платон,аристотель
Высказывание «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит…аристотелю
«Познай самого себя», призывал …фалес/эпикур/
Разработка «майевтики» как способа достижения истины связана с именем …Сократ
Средневековая философия
1. Согласно __реализму________ подлинным существованием обладают единичные вещи, а общие понятия - это «имена» для их обозначения
2. Ценность познания как средства для укрепления веры в средние века обосновывал...августин
3. Противопоставление знания и веры, утверждение их несовместимости в средние века связано с именем…Тертулиана
4. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к…РЕЛИГИИ
5. Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья признается…теоцентризм/веры и разума/
Важнейшей для средневековой философии была тема…БОГА
Основные положения христианской религии были сформулированы мыслителями эпохи «отцов Церкви», т.е. -…геологали
IX - XIV века в средневековой европейской философии называются этапом…схоластика
Пять рациональных доказательств существования Бога были даны…ф.аквинским
Учение о сотворении мира Богом, сразу и из Ничего называется…креоционизм
Христианская философия неразрывно связана с _проведециализмом_________, согласно которому все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога
Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», т.е. общих понятиях, разделил их на два основных лагеря:реалистов и номеналистов
Средневековая схоластика ориентирована на учение…стремление упорядочить и доступная христианская догматика
Философия Возрождения
1. Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется…гуманизм
Для эпохи Возрождения характерен...антропонцентризм
Внимание мыслителей Возрождения направлено преимущественно на…человека
Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались…кампанелла,Мор
Создатель «Утопии», описывающей картину идеального общества без частной собственности - это …Т.Мор
Немецкий кардинал, учение которого о совпадении противоположностей способствовало отказу от геоцентрической модели мира:...кузанский
Эпоха Возрождения стала отрицанием средневековой…схоластики
В основе натурфилософии Возрождения лежит…пантеизм
Философия Нового времени
1. Проблемы теории познания, поиска научного метода, становятся центральными в европейской философии …нов.времени
2. Представителями рационализма в философии XVII века являются…декарт, лейбниц,спиноза
3. Представителями эмпиризма в философии XVII века являются…томас,гоббс,беркли,юн
4. Родоначальником немецкой классической философии является…Кант
5. Новый тип диалектики, основанный не на идеализме, а на материализме, был создан в середине XIX века …Марксом и энгельсом
6. Поворот от классической философии к неклассической и иррациональной связан с такими именами, как …моленгауэр,ниция,кьер
Сенсуализм - это учение, непосредственно связанное с:ощущениями,чувствами
Величайшая заслуга немецкой классической философии связана с разработкой:диалекики
Учение К. Маркса и Ф. Энгельса характеризуется как…идеал, материализм
Философская позиция Дж. Беркли и Д. Юма характеризуется как:скептицизм
Учение Л. Фейербаха характеризуется как…антропологизм
Обоснование границ человеческого разума в познании мира было дано ….кант
Центральное понятие философии Гегеля...абсол.дух /диал/
Современная философия Запада
1. Идея свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для …экзистенциализм
2. Аналитическая философия включает в себя…/нео/позитивизм
3. Основоположником философской антропологии ХХ века принято считать:...шопеннгауэр
Возникновение психоанализа связано с именем….Фрейда
Отечественная философия
a. Первые представления о философии на Руси сложились после …принятия христианства
b. Начало материалистической традиции в русской философии положил …ломоносов
Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был …Соловьёв
99. Представитель русского космизма, учения русской философии конца XIX - начала XX века о неразрывном единстве человека, Земли и космоса, …Фёдоров,вернадский
100. Идейное течение, обосновывавшее своеобразие исторического развития России:...славянофилы
101. Русский философ, центральными темами творчества которого были проблемы свободы, личности и творчества:Бердяев
102. В основе философии В. Соловьева лежит идея ….всеединства
103. В противоположность западному индивидуализму славянофилы как основу самобытности Российской цивилизации связывали с …соборностью
104. Вопрос об исторических судьбах России в начале XIX века был поставлен..Чаадаев
Концепции бытия
a. Онтология - это раздел философии о...бытие
b. Проблема бытия была сформулирована в философии...античности
105. Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего существующего, называется...монизм
106. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал - материального и духовного, называется...дуализмом
238. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется...плюрализмом
107. Отметьте правильный ответ
108. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность - природе или духу, все философы делятся на...материалистов и идеалистов
109. Наряду с природным и социальным бытием выделяется бытие:...физ-ое
110. То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого, философы называют…субстанция
111. Бытие как объективная реальность обозначается термином...материя
112. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И.Ленину, называется...материя
113. Понятие ____субстанция________ обозначает источник единства и многообразия бытия, основу мироздания
114. «Материя существовала не всегда, и был такой момент, когда ее не было вовсе», - утверждают...идеалисты
115. Учение о множественности субстанций - монад развивал…Лейбниц
116. Учение о двух субстанциях, «мыслящей» и «протяженной» развивал…декарт
117. Учение о единой субстанции, являющейся причиной самой себя, т.е. Богом и природой одновременно принадлежит…Спинозе
118. Трактовка бытия как «комплекса ощущений» характерна для...сенсуализма
119. Физический вакуум, элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, планеты, звезды, Вселенная относятся к…атомизму/посмизм/
120. Способ связи элементов между собой обозначается понятием:...организация
121. Рассматривать мир как иерархию сложных объектов, раскрывающую их целостность, требует принцип…системность
123. Философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности явлений мира - это …детермонизм
124. Группу учений, так или иначе отрицающих реальность причинных связей в природе, обществе, познании или, по крайней мере, не признающих всеобщность таких связей, обозначают понятием …индетермизм
125. Детерминизм отрицает существование…свободы воли
126. Открытие законов и закономерностей считается важнейшей задачей _научного________ познания
127. Действие случайных факторов придает законам:
Движение, пространство, время
a. Пространство и время рассматриваются как самостоятельные, ни от чего не зависящие сущности в _субстанциональной_________ концепции
b. Взаимозависимость свойств пространства и времени утверждается в _реляционной__________ концепции
c. Идея, что пространство - это пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая от них, впервые высказана мыслителями …античн.
d. Свойствами индивидуального сознания, а не материальных объектов называют пространство и время …суб.идеалисты
Форма бытия, характеризующая протяженность, структурность любых материальных систем, обозначается понятием …пространство
Способность объектов, систем изменяться, переходить в иное состояние называют…движ.
Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой …движ.
132. Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано …
В понимании пространства и времени существуют _субстанциональная и релеционная____________ концепции
С точки зрения реляционной концепции пространство и время:это отношения образуемые взаимодействием материальных объектов
Обоснование субстанциальной концепции пространства и времени связано с именем:ньютона
Диалектика бытия
a. Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными …тегелем
b. Утверждение идеи развития живой природы связано с именами:вернадский,дарвин,шардэн,ламарк
c. Представления древних об изменчивости мира характеризуются как…стихийная диалектика
d. С точки зрения диалектики источником развития выступают:противоречия
e. Диалектический закон отрицания отрицания выражает:...направление развитие
f. Изменения системы в сторону повышения уровня ее упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как …пост развитие