Главный бог инков. Легенда о происхождении инков и основании куско Основные легенды инков

А на небольшой площади перед аэровокзалом все пассажиры сразу же попали в плотное галдящее кольцо чумазых оборвышей. Все они настойчиво клянчили, а то и требовали дать им несколько американских центов или - на худой конец - хотя бы перуанскую монетку инти. Местные "гавроши" за эту мзду готовы были оказать любую мелкую услугу: поднести чемодан, проводить до стоянки такси, навести блеск на ботинки.

Несколько особняком суетились фотографы. Они щелкали затворами всякий раз, как только кто-то из приехавших попадал в поле зрения их объектива. Мелькнула мысль: не перепутали ли нас с какими-нибудь знаменитостями. Оказалось, что нет. Разгадка этого нехитрого трюка пришла на следующий день, когда началась туристическая программа. Вчерашние фотографы уже ожидали нас в ключевых пунктах отработанного годами маршрута. В руках у них были свежеотпечатанные соблазнительные снимки, и редко кто, увидев себя запечатленным на фоне аэровокзала, да еще на виньетке с видами города, отказывался приобрести на память совсем не плохую фотографию.

Еще в Лиме, нынешней столице Перу, меня предупреждали: первые сутки желательно помедленнее двигаться, дышать "неторопливо", постоянно помнить о том, что Куско расположен на высоте 3 400 метров над уровнем моря и воздух здесь разряженный. То же самое нам рекомендовали и в отеле, где мы остановились: сначала отдохнуть и ни в коем случае не спешить с выходом в город.

Но турист есть турист. По природе своей он одержим стремлением как можно быстрее окунуться в чужую жизнь, о которой столь наслышан. Не миновала эта страсть и меня, тем более что первое время чувствовал себя нормально. И, пренебрегая советами и рекомендациями, пулей вылетел на улицу. Но вскоре из-за сильной одышки пришлось признать, что с высотой действительно шутки плохи.

Куско насчитывает не одну тысячу лет. В некоторых его районах обнаружены руины, относящиеся еще к третьему веку до нашей эры. Однако ни археологам, ни историкам не удалось установить хотя бы приблизительную дату его основания, равно как и обстоятельства, при которых он появился. Его еще называют городом-музеем под открытым небом и "археологической столицей Южной Америки" - так много здесь древних храмов (правда, нередко полуразрушенных), различных исторических памятников, относящихся к эпохе инков, древних индейских племен, некогда населявших эти места.

Само же название города, как полагают, произошло от слова "коско", что на языке инков означает "центр четырех районов". И действительно, Куско был столицей огромного государства индейцев Таунтинсуйу (или "четыре соединенные между собой стороны света"), по своим размерам превосходившего Римскую империю в период ее расцвета. Оно охватывало территорию, занимавшую большую часть современных латиноамериканских стран: Эквадора, Перу, Боливии, Чили, Аргентины, некоторые районы Колумбии. В Куско сходились пути со всех обширных областей, завоеванных теми же инками.

Куско, наконец, был религиозным центром Таунтинсуйу. Его украшала Кориканча, что в переводе с индейского означает "Золотой двор". Это грандиозный ансамбль величественных храмов, посвященных Солнцу, Луне, Грому, другим индейским божествам. О гигантских размерах ансамбля можно судить хотя бы по сохранившейся полукруглой стене, поражающей своей мощью.

И не только. Стена дает представление о совершенстве строительной техники древних мастеров, которая и по сей день вызывает удивление. Стена возведена из плит, свободно положенных одна на другую и ничем не скрепленных. Отдельным камням была придана сложная геометрическая форма. Лицевая их сторона образовала многогранники, вплоть до двенадцатиугольников. Камни обработаны с такой точностью, что между ними не удается втиснуть ни иголку, ни самый тонкий лист бумаги.

С таким же совершенством были возведены и остальные сооружения инков, речь о которых пойдет чуть ниже. Во дворе одного из храмов нам показали камень, длина которого не превышала сорока сантиметров. Вдоль всего камня было просверлено отверстие правильной цилиндрической формы сантиметров шести в диаметре. Стенки его были совершенно гладкими. Остается только гадать, как это было достигнуто, если известно, что инки не знали, что такое железо или сталь.

Непонятно также и то, каким образом инки могли резать, перевозить, монтировать и подгонять чуть ли не до миллиметровой точности стыки каменных блоков невероятной твердости и поистине циклопических размеров. Могу засвидетельствовать, что одна такая плита-блок была длиной метров пятнадцать, шириной - четыре, а высотой три метра. При этом надо иметь в виду, что инки не пользовались не только сталью или железом, но и цементом и другими скрепляющими материалами.

Кстати, захватив Куско, испанцы уничтожали языческие храмы и возводили на их месте свои церкви. Был даже брошен своего рода клич: "Сколько дворцов и храмов у язычников-индейцев, столько же католических соборов" - явная заявка на свое духовное превосходство над народом завоеванной страны. Первой жертвой этого высокомерия стала Кориканча, в частности, храм Солнца. Выдержав не одно землетрясение, он не устоял под ударами заморских вандалов, уступив свое место собору Санто-Доминго.

Между тем храм Солнца представлял собой высшее достижение инкской архитектуры и изобразительного искусства. Лишь предания да редкие записи монаха, который сопровождал испанских завоевателей, дают некоторое представление о величественном каменном сооружении с позолоченными стенами и крышей, покрытой золотыми плитами. Под предлогом, что храм Солнца является порождением дьявола, вандалы, предводительствуемые Франсиско Писарро, разграбили святыню, в просторный двор которой выходили пять главных храмовых помещений. Стены одного из них были выложены толстыми плитами золота, а фасад украшал огромный диск из чистого золота, символ высшего божества и правителей империи.

Но время сыграло с конкистадорами злую шутку. В 1950 году Куско пережил незначительное по здешним меркам землетрясение - силой всего два-три балла. Тем не менее собор Санто-Доминго рухнул. От него осталась лишь стена Кориканчи. "Чудо" объяснялось просто. Как потом выяснилось, испанцы так и не смогли разрушить строение инков до основания. Убедившись в бесполезности затеи, они пошли на хитрость - на руинах надстроили стены будущего собора, отштукатурили их и закрасили. В те дни, когда мы были в Куско, продолжались работы, но не по восстановлению Санто-Доминго, а по возрождению Кориканчи. Побывав на месте стройки, мы увидели ее отдельные компоненты - храм Грома, храм Радуги. Заканчивалась реставрация помещения для жертвоприношений.

Об истории древней столицы инков рассказывают камни развалин и других храмов и крепостей как в самом городе, так и в его окрестностях, которые мы осматривали в сопровождении гида Марио Гонсалеса, несколько лет посвятившего изучению Куско и прекрасно знающего его. Влюбленный в этот город, он с таким упоением и эмоциональностью говорил о каждой достопримечательности, что они как бы оживали перед нами во всем великолепии, хотя от некоторых остались только развалины.

В период наивысшего расцвета империи инков в ее столице проживало двести тысяч человек. Так что Куско даже по нынешним понятиям был крупным городом. В те времена его главная площадь Plaza de dioses (Площадь богов) была священным местом. На него была свезена плодородная земля со всех концов страны. Тем самым символически утверждалось единство и равноправие всех регионов и людей огромной империи.

Характерно, что та же площадь и сегодня служит своеобразным символом. Правда, диаметрально противоположным, о чем можно судить по ее нынешнему названию - Plaza de armas (Площадь оружия), прославляющему воинственность покорителей континента. Примечательно, что так называются основные площади едва ли не всех латиноамерканских городов.

В течение дня мы осмотрели едва ли не все древние сооружения, расположенные в радиусе нескольких километров. Благо что в нашем распоряжении был додж, выделенный местным турагентством. Первым историческим памятником на нашем пути оказалась Колькампата - "Высокая житница" (или проще - "Зернохранилище"), основанная, по преданию, Манко Капаком, самым первым Верховным Инкой, правителем империи. Если быть более точным, то нам пришлось знакомиться с тем, что осталось от Колькампаты. Внушительных размеров руины находились неподалеку от смотровой площадки, с которой просматривался весь город. Здесь же и огромный амфитеатр Кхенеку, где устраивались церемонии в честь богини Ночи.

Поднимаемся еще выше в гору, и перед нами предстает Тампумачай, куда Верховный Инка приезжал со своим двором принимать ванны. Когда-то там существовал храм Воды. Инки обожествляли воду и придавали большое значение всему, что связано с ней. В частности, верили, что, омывая тело, они одновременно очищают и душу. Местные жители и поныне берут питьевую воду из проложенного здесь водопровода, сложенного восемь веков назад.

К северо-западу от Куско и выше его на триста метров находится монументальный археологический комплекс Саксайуман. Он представляет собой три параллельные зигзагообразные стены вокруг каменного "трона Инки" под охраной 21 бастиона. Над ними возвышаются мощные башни, каждая из которых способна укрыть до тысячи воинов. По преданию, во время осады города с одной из башен бросился вниз индейский вождь Кауиде, предпочтя смерть испанскому плену.

Как объяснил Марио Гонсалес, Саксайуман на языке индейцев кечуа означает "Хищная птица серокаменного цвета". И действительно, забравшись выше в горы, я убедился, что очертания Саксайумана напоминают контур птицы. Долгое время он считался крепостью, где Верховный правитель империи проводил смотр своих войск. Однако сейчас ученые стали склоняться к мысли, что этот комплекс имел прежде всего культовое назначение. Под землей немало переходов и помещений, которые, по всей видимости, использовались для жертвоприношений. Не исключено, что в этих переходах инки прятали часть своих богатств. Но, независимо от того, чем был Саксайуман в древние времена, он является прекрасным памятником архитектуры доколумбовой эпохи.

Имеется еще одно значение слова "коско". На языке индейского племени кальявойо - это самый богатый человек. Думается, что и такое происхождение названия столицы инков имеет право на существование. Трудно даже представить себе, какими богатствами, главным образом золотом, обладали правители империи инков. О золоте говорится и в одной из легенд о происхождении Куско. Появившись из пены озера Титикака и после долгих блужданий в поисках земли, указанной богом Солнца (Инти), его дети - брат и сестра Манка Капак и Мама Окльо - вышли к горе Уанакауре и у ее подножия воткнули золотой посох, объявив, что именно здесь они обоснуются.

С золотом связана и древняя легенда, рассказывающая о тайном входе в обширный лабиринт подземных галерей под рухнувшим зданием собора Санто-Доминго. Как свидетельствует испанский журнал "Мас алья", специализирующийся на описании всевозможных исторических загадок, легенда эта, в частности, повествует о том, что существуют гигантские по протяженности туннели, пересекающие обширную гористую территорию Перу и доходящие до Бразилии и Эквадора. На языке индейцев-кечуа они называются "чинкана", что дословно означает "лабиринт". В этих туннелях инки, якобы обманув испанских конкистадоров, спрятали значительную часть золотого богатства своей империи в виде художественных изделий больших размеров. Указывалась даже конкретная точка в Куско, где начинался этот лабиринт и где когда-то стоял храм Солнца.

Именно золото прославило Куско (здесь до сих пор действует единственный в мире музей, посвященный этому благородному металлу). Но оно же и погубило его. Испанские конкистадоры, покорившие город, разграбили храм Солнца, и все его богатства, включая золотые статуи в саду, погрузили на корабли и отправили в Испанию. Тогда же пошла и молва о существовании подземных залов и галерей, куда инки якобы спрятали часть ритуальных золотых изделий. Молва эта косвенно подтверждается хроникой испанского миссионера Фелипе де Помареса, который рассказал в XVII веке о судьбе принца инков, признавшегося своей жене-испанке Марии де Эскивель о миссии, "ниспосланной ему богами": сохранить самые ценные скоровища предков.

Завязав жене глаза, принц провел ее через один из дворцов в подземелье. После долгих переходов они оказались в огромном зале. Принц снял с глаз супруги повязку, и при слабом свете факела она увидела золотые статуи всех двенадцати царей инков, достигавшие в высоту роста подростка; множество золотой и серебряной посуды, фигурки птиц и зверей из золота. Как верная подданная короля и истовая католичка, Мария де Эскивель донесла на своего мужа испанским властям, в деталях рассказав о своем путешествии. Но принц, почуяв недоброе, исчез. Последняя нить, которая могла бы привести в подземный лабиринт инков, была оборвана.

В Куско мне не раз приходилось слышать фразу "Часы города остановились в 1533 году". Именно тогда, а точнее в ноябре того года, пала и была разграблена столица инков. Тогда же были уничтожены не только те храмы и сооружения, о которых речь шла выше, но и Интипампа, или "Солнечное поле", - внутренняя площадь Кориканчи. В Интипампе были установлены в натуральную величину фигуры пум, ягуаров, лам, оленей, змей, отлитых из золота и серебра. В ветвях золотистых деревьев сидели золотые птицы, а на цветах - бабочки.

Все это было переплавлено, в слитках вывезено в Испанию и превратилось там в звонкую монету. В XVI веке испанцы накопили у себя около 200 тонн золота и 16 тысяч тонн серебра, вывезенных из Южной Америки после открытия континента Христофором Колумбом. Это было в восемь раз больше запасов золота и серебра, находившихся в распоряжении остальных европейских государств. Характерно, что рентабельность первого путешествия Колумба (а всего он совершил четыре) составляла 17 тысяч процентов. То есть, по расчетам современников, доходы экспедиции превзошли ее расходы в 170 раз. Что и неудивительно, учитывая, что корабли генуэзца вернулись из Америки груженные драгоценным металлом, которого, как мы видели, на открытом им континенте оказалось более чем достаточно. Фантастически рентабельными были и последующие экспедиции, проводившиеся уже после кончины Великого адмирала.

Всего же за время господства над южноамериканскими колониями в испанскую казну поступило около двух триллионов долларов по нынешнему курсу. Сумма астрономическая, если иметь в виду объем экономики того периода. Испания имела столько золота, что один из советников короля Карлоса V (1516-1555) предложил монарху учредить единую валюту для всей Европы. Однако эта идея в силу различных причин не была реализована.

Но вернемся в Куско. Его история все же не остановилась в 1533 году, хотя город так и не смог воспрянуть и стать тем, чем был во времена империи инков. Единственно, в чем он сравнялся с Куско ХVI века, так это численностью населения. И сейчас это второй по величине город в Перу, в котором проживают, как и раньше, 200 тысяч человек.

В настоящее время Куско, некогда административный, культурный и религиозный центр страны с его величественными храмами, превратился в город мелких лавочек, уличных торговых рядов, импровизированных ярмарок. Большая часть их забита всевозможной церковной утварью, молитвенниками, четками, подсвечниками, дешевыми статуэтками, артесанией - поделками местных ремесленников. Особой популярностью в Куско пользуются воскресные базары, устраиваемые в районе железнодорожного вокзала или на площадях. Прямо на земле разложены горы юки или камоте (сладкий картофель), овощи, фрукты, головки овечьего сыра. Здесь же вытканные одеяла из шерсти ламы или викуньи, всевозможные пояса, сбруя, остроконечные шапки горцев с инкскими украшениями, пончо (традционный индейский наряд) из тончайшей или грубой шерсти. Зазывалы умоляют туристов приобрести сувениры, плетеные корзины, глиняную посуду, пичинчи (пастушья свирель) и много других колоритных изделий народных умельцев.

Кажется, что город ни на минуту не утихает: и днем, и ночью по его улицам фланируют не только туристы, но и индейцы, спустившиеся с гор из окрестных поселков. Босые или в сандалиях с подошвами из старых шин, в коротких холщовых штанах или шерстяных брюках, с непременными пончо, перекинутыми через плечо, в черных шляпах с узкими полями, они неторопливо и важно прогуливаются по городу. У некоторых индеанок за спиной мирно посапывают младенцы, удобно устроившиеся в специальных мешках-"кенгуру".

Пожалуй, самое интересное и впечатляющее зрелище в Куско - концерты, устраиваемые по вечерам в субботу и воскресенье. В эти дни, едва солнце скроется за горами, местные жители и туристы подтягиваются к площади Оружия, чтобы послушать выступление либо муниципального духового оркестра, ""либо музыкального коллектива полиции или местной воинской части. Собственно говоря, для индейцев этот концерт - единственное бесплатное развлечение, и вряд ли будет преувеличением сказать, что многие из них приходят в город только для того, чтобы послушать музыку. Они плотным кольцом обступают небольшой подиум, на котором располагаются артисты, и со всем вниманием, на которое только способны, слушают мелодию, стараясь не пропустить ни одного звука.

Право, я никогда не встречал столь благодарных меломанов. Обычно утомленные и безразличные ко всему, что их окружает, сосредоточенные и углубленные в себя, на площади индейцы преображаются. Не отрывая глаз от оркестра, одни внимательно следят за взмахами дирижерской палочки, другие в такт музыке шевелят губами, а кое-кто чуть ли не приплясывает в такт исполняемой народной песне.

Концерт, как правило, заканчивается за полночь. Но и после ухода музыкантов на площади царит оживление: все обмениваются впечатлениями.

|
мифология инковест, мифология инковес
Инкская мифология - комплекс воззрений, верований, культов и легенд инков.

  • 1 Источники
  • 2 Основа инкской мифологии
  • 3 Религиозные представления инков
  • 4 Космология и астрономия
    • 4.1 Млечный путь
    • 4.2 Звёзды
    • 4.3 Линии «секе» и уаки
  • 5 Основные легенды инков
  • 6 Представление о мире
  • 7 Пантеон инкских богов
  • 8 Второстепенные и региональные боги
  • 9 Монотеистические тенденции
  • 10 Религиозные практики
    • 10.1 Совпадения индейских религиозных практик с вуду
  • 11 Примечания
  • 12 См. также
  • 13 Литература

Источники

Первая часть книги «Хроника Перу» Сьеса де Леона, впервые описывающая мифологию народов Южной Америки (1553).

Все католические миссионеры, последовавшие за Франсиско Писарро, стремились уничтожить записи о древних инкских верованиях и культуре. Многие древние легенды сохранились среди коренного населения Перу, некоторая информация об инкской мифологии дошла из записей самих католических миссионеров - в основном, это произведения (в хронологическом порядке):

  • Сьеса де Леона,
  • Хуана де Бетансоса,
  • Кристобаля де Молины,
  • Бласа Валера,
  • Пабло Хосе де Арриага.
  • Франсиско де Авенданьо,
  • Франсиско де Авилы,
  • Пачакути Ямки,
  • Фернандо де Монтесиноса,

Большинство остальных авторов лишь заимствовали одни и те же истории, разведанные этими историками и миссионерами, часто путая и меняя как действующих лиц, так и место и время действия легенд и мифов. Практически все легенды содержат историческое зерно, но установить времена и эпоху по ним крайне непросто, так как миссионеры нечасто вдавались в глубокий анализ, но при этом изрядно добавляли христианское видение.

Основа инкской мифологии

Основной характеристикой мифологии инков служит её эклектичность, то есть сочетание и наслоение верований и мифов различных культур южноамериканского континента, существовавших как до Инков, так и одновременно с ними, что создаёт немалые трудности для определения того, к какому времени и народу в действительности относится та или иная легенда. большинстве случаев такие легенды уходят корнями в далёкое прошлое. Основным субстратом, хоть и не главным, считается мифология кечуанских народов, издавна живших в горной местности от северного Перу до южных пределов города Куско. Также мифология инков вобрала в себя такие древние и смежные культуры: мочика (юнки), чиму, уари, паракас, наска, чачапояс, чанки, аймара, пукина и многие другие. Незаконченный результат смешения всех этих мифологий и можно считать мифологией инков.

Религиозные представления инков

Пантеон инков достаточно многообразен, у некоторых богов повторяются обязанности. Это объясняется политикой инков в отношении завоёванных ими народов: они никогда не стремились запретить иные верования и богов, а наоборот, включали их в свой пантеон.

Важную роль у инков играли скалы и горы, многие из которых считались святыми. Эти места назывались «уака». Бернабе Кобо насчитал около 350 таких «уака», стоящих на топографических линиях секе, только в окрестностях Куско. Мачу Пикчу, например, одна из таких уака, но относящихся уже к топографии Империи.

Многие из природных объектов считались «уака», то есть святыми. Уака могли быть скалами, камнями, пещерами, холмами, утёсами, домами и ручьями, а также мумиями. Особую роль играли мумии правителей, поскольку в них была кровь Инти. Многие из инкских «уака» почитаются коренными народами Перу до сих пор.

Согласно Докладу королю Испании, составленному губернатором Франсиско де Борха 8 апреля 1615 года, у индейцев Перу было 10422 идола, из них 1365 мумий, и некоторые являлись основателями их родов, племён и селений.

Космология и астрономия

Основная статья: Астрономия инков

Инкская мифология непосредственно связана с космологией, поскольку каждая уака отражала некое небесное тело или явление. Это нашло отражение во многих легендах, где при сотворении мира небесные объекты сошли под землю, а потом вновь вышли из скал, пещер, родников, то есть каждой уака. Из них же, по представлениям инков, вышли различные народы.

Специалистами в астрономии были Философы - амаута, они же были и астрологами. частности, благодаря им и удалось собрать сведения по мифологии.

Млечный путь

Первостепенным небесным объектом здесь считается Млечный Путь («Майю» - Река), на котором или вблизи которого расположены все более мелкие значимые объекты. Положения Майю в периоды, когда в резуль­тате вращения земли ось Млечного Пути максимально отклоняется в ту или в другую сторону от линии Север-Юг, отмечают границы, членящие мир на четыре сектора. На земле примерно под тем же углом пересекаются две центральные улицы селения (и продолжающие их дороги) и оросительные каналы.

Небес­ная река отражается или продолжается на земле в виде Вильканоты (Урубамбы) - главной водной артерии обла­сти Куско, текущей с юго-востока на северо-запад. Счи­тается, что солнце совершает свой ночной путь под дном Вильканоты и насыщается её водами. Зимой в сухой (и холодный) сезон солнце пьёт мало и поэтому остывает.

Звёзды

Инкских сведений о звёздах сохранилось немного. Так, наибольший перечень звёзд привёл испанский юрист Хуан Поло де Ондегардо, описывавший в 1559 году обряды индейцев в Перу в своём трактате «Заблуждения и суеверные обряды индейцев»:

Из звёзд обычно все поклонялись той, которую они называют Колька, а мы называем Плеяды. И остальные звёзды почитались, особенно, когда им казалось, что они были необходимы для их защиты. Потому что различные звёзды они наделяли различными функциями. И потому Пастухи совершают преклонение и жертвоприношение одной звезде, которую они называют Уркучильай, это, как они говорят, баран из многочисленных оттенков, в чьём ведении находится сохранение скота, и считается, что это то, что Астрологи называют Лира. И они же поклоняются двум другим, которые проходят возле неё, называющиеся Катучильяй и Уркучильай, которых они изображают в виде овцы с барашком. Другие, живущие в гористых местностях, поклоняются иной звезде, называющейся Чуки чинчай; это, как они говорят, Тигр, в чьём ведении находятся Тигры, Медведи и Львы. Также они поклоняются другой звезде, называющейся Анкочинчай, оберегающей других животных. Точно также они поклоняются другой, под названием Мачакуай, в ведении которой находятся Ужи и Змеи, чтобы они им не причиняли вреда; и особенно все животные и птицы, обитающие на земле, они верили, что одно их подобие прибывало на небе, чьей заботой было их размножение и прирост. И так у них обстояло дело с различными звёздами, как с той, которую называют Чакама, и Топаторка, Мамана, и Мирко, Микикирай, и равным образом другие.

Revista histórica; órgano del Instituto Histórico del Perú, Volume 1. - Lima, 1906, стр. 207-208

Линии «секе» и уаки

Уникальным изобретением народов Перу были линии секе (кечуа ceques - линия, черта), представлявшие собой воображаемые линии-направляющие, то есть векторы, исходившие из храма Кориканча в Куско. Существовало 40 линий, соединявшихся с 328 священными местами - уаками.

Время, действительно, до такой степени являло собой единение с пространством, занятым человеком, что «ceques», линии, выходившие из центра инкского мира, города Куско, позволяли определить не только социальные группы и 328 уак, помечающих ритуальный календарь Инков из 328 дней, но и также некоторые из них кодифицировали астрономические обсерватории, указывая место некоторых знаменательных солнечных и лунных позиций.

Уаки вместе со столбами, по которым велся календарь инков, составляли уже названное число 350.

Основные легенды инков

По легенде, основателем государства инков Тауантинсуйу был Манко Капак, легендарный правитель, произошедший, как считается, от бога Солнца Инти и богини Луны Мама Килья. По другим версиям, он происходил от бога Виракочи или же вышел из вод озера Титикака. Существует много версий прихода к власти Манко Капака. По одной из них, он был создан богом Инти вместе с его братом Пача Капаком и отправлен на землю вместе с другими братьями и сёстрами для того, чтобы основать храм в честь отца - бога Солнца Инти. На земле они воплотились в пещере, и во время передвижения по пещерам к месту основания храма Куско один из братьев Манко Капака превратился в камень. другом варианте этой легенды они воплотились из озера Титикака.

Представление о мире

Космология инков. Три мира: Ханан Пача, Кай Пача, Уку Пача.

Пространство в мифологии инков состоит из трёх миров: подземный мир мёртвых и нерождённых Уку Пача, земной мир, в котором и жили инки, называвшийся Кай Пача, и высший мир, где обитают верховные боги Инти, Виракоча, Мама Килья, Пача Камак, Мама Коча и Ильяпа. До сих пор в языке кечуа слово «пача» означает время или пространство. мифах по этому поводу имеется пословица: «Этот мир также уходит в иной мир», что можно понимать и как пространство, и как время.

Пантеон инкских богов

Как инкские, так и заимствованные:

  • Апо или Апу (кечуа Apu) - бог гор. Дословно, «господин».
  • Атагу́чу (кечуа Ataguchu) - бог, помогавший в сотворении мира.
  • Апокатекиль или Апотекиль или Катекиль (кечуа Apocatequil - es:Ka-Ata-Killa) - бог грома и молний.
  • Ванака́ури - бог Радуги, первопредок Инков, брат Манко Капака. Его идол - одна из главных святынь инков - находится неподалёку от Куско на одноименной горе.
  • Кавилья́ке (кечуа Cavillace) - богиня-девственница, зачавшая ребёнка от бога Кунирайа Виракоча, съев плод лукума. Обращена в камень вместе с ребёнком у самого моря, в которое бросилась, спасаясь от преследования Виракочи
  • Ча́ска (кечуа Ch"aska) - богиня рассвета и заката. Также богиня планеты Венера, считалась защитницей девственниц. Дословно означает - «звезда».
  • Ча́ска Ко́льур (кечуа Ch"aska Quyllur) - богиня цветов и девственниц, богиня планеты Меркурий.
  • Колаш (исп. Colash - es:Colash) - бог, родившийся из птицы. Выражает сущность всех вещей.
  • Ку́ка Ма́ма или Ма́ма Ку́ка (кечуа Kuka Mama) - богиня здоровья и счастья; считалось, что её тело стало первым растением коки, которое в культуре инков разрешалось жевать только мужчинам для большего сексуального удовлетворения женщин.
  • Кунира́йа (кечуа Quniraya Wiraqucha) - бог беременности и луны. Полное его имя было также - Кунирайа Виракоча. Бог-путешественник, в обличии бедняка. Одним только своим словом возводил террасы и проводил оросительные каналы. Соблазнил богиню Кавильяке и девицу-красавицу Чукисусо. Действует в районе Варочири и на побережье моря.
  • Копака́ти - (кечуа Copacati) богиня озёр. На кечуа слово "озеро" звучит как Cocha (Коча).
  • Екеко (кечуа Eqaqo или аймара Iqiqu) - бог очага и богатства, изобилия, плодородия и веселья у индейцев аймара или колья. Изначально его идол изготавливался из камня, горбатым и без одежды. Инки изготавливали кукол, представляющих этого бога, и просили у него благополучия. (es:Ekeko)
  • Ильа́па (кечуа Illapa) - очень популярный у инков бог грома и молний. У него инки просили хорошей погоды. День празднования Ильяпа - 25 июля.
  • И́нти (кечуа Inti)- es:Inti) - бог солнца, считался самым важным богом, а Инка считался прямым потомком Инти.
  • Кон (кечуа Kon) - бог дождя и ветра, приходящих с юга. Сын Инти и Мама Килла. (es:Kon (mitología inca))
  • Ма́ма А́льпа (кечуа Mama Allpa) - Мать-Земля, богиня плодородия, изображалась со множеством женских грудей.
  • Ма́ма Ко́ча (кечуа Mama Qucha) - Мать-Озеро, богиня моря и рыбы, покровительница рыбаков. По одной из легенд, мать Инти и Мама Кильа.
  • Ма́ма Па́ча или Пачама́ма (кечуа Pachamama - es:Pachamama) - богиня плодородия, покровительница во время посева и уборки урожая. Также она ответственна за землетрясения.
  • Ма́ма Ки́льа (кечуа Mama Killa) - богиня брака, фестивалей и Луны. Дочь Виракочи и Мама Коча, сестра и жена Инти. Была матерью Манко Капака, Пачакамак, Кон и Мама Окльо.
  • Ма́ма Са́ра или Сарама́ма (кечуа Mama Sara) - богиня зерна, была связана с маисом и ивой.
  • Па́ча Ка́мак (кечуа Pachakamaq - es:Pacha Kamaq) - создатель земли, обитающий в её недрах. Инки переняли поклонение этому богу у покорённого ими народа ичма.
  • Парьяка́ка (кечуа Paryaqaqa - es:Pariacaca (dios)) - бог воды, шторма, бури, селевых потоков, перенятый у других народов; также бог дождя. Родился из пяти яиц. Воплотился в виде сокола, но потом стал человеком. Его символом были пять яиц: четыре по углам и один в центре. Соблазнил девицу-красавицу Чукисусо, помог построить оросительный канал, при этом ему помогали все виды животных, предположительно, являвшиеся кечуанскими знаками зодиака на небосводе.
  • Парисиа (кечуа Paricia) - бог, убивающий людей с помощью наводнений за недостаточное почитание. Возможно, одно из имён Пача Камака.
  • Су́пай (кечуа Supay - es:Supay) - бог смерти и демонов, правитель подземного мира Уку Пача. Дословно - «тень». Представления о Супае как о демоне присвоены первыми христианскими священниками. Основное значение было, однако, другим.
  • Уркагуа́ри или Уркава́ри (кечуа Urcaguary) - бог металлов и драгоценных камней, а также других полезных ископаемых, имевших большое значение.
  • Уркачи́льай (кечуа Urcuchillay) - бог, наблюдавший за животными.
  • Вирако́ча (es:Viracocha - кечуа Wiraqucha или Apu Qun Tiksi Wiraqucha) - бог всего; изначально был верховным богом, но после того, как Пачакутек стал Инкой, он изменил расстановку сил в пантеоне и объявил главным Инти, который, как считалось, помог победить народ чанка - главных врагов инков на тот момент. Полным именем его, возможно, было Кон Тикси Виракоча Пачаячачик. Также существовали другие персонажи с таким именем: Имаймана Виракочи и Тукапу Виракочи - сыновья Создателя Пачаячачика, а также Кунирая Виракоча и Илья Тиси Виракоча.

Второстепенные и региональные боги

Все хронисты, сообщавшие об андских верованиях, говорят и о богах второстепенных: во-первых, это региональные или племенные, во-вторых, районные или клановые, и, наконец, фамильные. Первых историк Кристобаль де Альборнос называет пакариски. Пакариски могли быть мифическими первопредками и прародителями больших этнических групп, выступавшими в различных ипостасях. Среди них можно упомянуть таких богов, как Париакака, Каруа, Ванка, Айсавилька, Чинчакоча или Янараман (Pariacaca, Carhua Huanca, Aisawilka, Chinchacocha, Yanaraman). Эти божества, согласно Ане М. Марискотти, «не являются ни творцами, ни сотворёнными, или principium sine principio, а потомками других богов». Таковым является Париакака в традициях племени чека, где он считается сыном Виракочи; точно так же, если мы посмотрим на традиции юнков, собранных августинцами в 1551 году, то обнаружим, что Апо Катекиль - это сын Атагуху. Нечто похожее обнаруживается в локальных мифических историях.

Ваки в Гуамачуко

Августинцами упоминаются такие идолы и ваки в регионе Гуамачуко (см. карту):

  • Льайген (Llayguen)
  • Каури (Cauri)
  • Гуальио (Guallio)
  • Коакилька (Coaquilca)
  • Касипома (Casiapoma)
  • Гуамансири (Guamansiri)
  • Топа Льимильай (Topa Llimillay)
  • Мунигиндо (Muniguindo)
  • Гуачекоал (Guachecoal)
  • Усорпильао (Uzorpillao)
  • Акучуакке (Acuchuacque)
  • Янагуанка и Шулька Вака (Yanaguanca y Xulca Huaca)
  • Майльа (Maylla)
  • Льага (Llaga)
  • Гуаканкоча (Guacancocha)

Монотеистические тенденции

Есть основания говорить о монотеистических тенденциях в религии инков, о складывающейся тенденции считать всех богов ипостасями Виракочи-Пача Камака. Известно несколько явно монотеистических гимнов Виракоче, приписываемых Пачакутеку Юпанки.

Пример одного из таких гимнов:

О Создатель, корень всего,
Виракоча, конец всего,
Повелитель в сияющей одежде,
Зарождающий жизнь и все приводящий в порядок,
Говоря: «Да будет мужчина! Да будет женщина!»
Создатель, творец,
Ты дал жизнь всем -
Храни их,
Пусть живут они в процветании и счастье,
В безопасности и мире.
Где ты?
Снаружи? Внутри?
Над этим миром в облаках?
Под этим миром в тенях?
Услышь меня!
Ответь мне!
Прими слова мои к сердцу!
Бесконечные века
Дай мне жить,
Сожми меня в руках,
Держи меня в ладонях,
Получи это подношение,
Где бы ты ни был, мой Повелитель,
Мой Виракоча.

Оригинальный текст (кечуа)

A tiqsi Wiraqucha
qaylla Wiraqucha
tukapu aknupu Wiraquchan
kamaq, churaq
"Qhari kachun, warmi kachun,"
nispa.
Ilut"aq, ruraq
kamasqayki,
churasqayki
qasilla qispilla kawsamusaq
Maypin kanki?
Hawapichu?
Ukhupichu?
Phuyupichu?
Llanthupichu?
Uyariway!
Hay niway!
Iniway!
Imay pachakama,
hayk"ay pachakama
kawsachiway
marq"ariway
hat"alliway
kay qusqaytari chaskiway
maypis kaspapis
Wiraquchaya.

Религиозные практики

Совпадения индейских религиозных практик с вуду

Некоторые религиозные практики индейцев имели типологическую схожесть с вуду, в частности, имелся обряд с так называемой куклой вуду. Так, юрист Хуан Поло де Ондегардо, описывавший в 1567 году обряды индейцев в Перу в своей «Инструкции по борьбе с церемониями и обрядами, применяемыми индейцами со времён их безбожия», замечает:

Чтобы наслать болезнь на того, кого они ненавидят, или чтобы тот умер, они несут его одежду и наряды, и одевают в них какую-нибудь статую, которую делают от имени той особы, и проклинают её, оплёвывая и казня её повешение.

- «Revista histórica; órgano del Instituto Histórico del Perú, Volume 1. – Lima, 1906, стр. 201

Примечания

  1. Салькамайва, 2013
  2. «Tres relaciones de Antiguedades Peruanas». - Madrid, 1879, стр. XXXVI
  3. Relación de las fabulas y ritos de los Incas por el párroco Cristóbal de Molina . In Relación de las fabulas y ritos de los Incas, edited by Horacio H. Urteaga and Carlos A. Romero, 3-106. Colección de Libros y Documentos Referentes a la Historia del Perú, no. 1. Lima: Sanmarti & ca, 1916.
  4. Педро де Сьеса де Леон. «Хроника Перу». Часть Вторая: «Владычество Инков». Глава XXVI.
  5. Ю. Е. Березкин. «Инки. Исторический опыт империи». Глава 4
  6. Бернабе Кобо «История Нового Света» (Том 4, Книга 13, Глава XVI)
  7. Zuidema 1990: 73; 1995
  8. Pedro Sarmiento de Gamboa. Historia de los Incas. Madrid 2007. Miraguano, Polifemo. ISBN 978-84-7813-228-7, ISBN 978-84-86547-57-8
  9. Франсиско де Авила. «Боги и люди Варочири», 1608 г. (пер. А.Скромницкий). Архивировано из первоисточника 18 декабря 2012.
  10. 1 2 3 Франсиско де Авила. «Боги и люди Варочири», 1608 г. (пер. А.Скромницкий)
  11. Педро де Сьеса де Леон. Хроника Перу. Часть Первая. - Киев, 2008 (пер. А. Скромницкий). Архивировано из первоисточника 9 июля 2012.
  12. Relación de las fabulas y ritos de los Incas por el párroco Cristóbal de Molina
  13. ФЕРНАНДО ДЕ МОНТЕСИНОС. ДРЕВНИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПИРУ. Книга вторая. Глава XI. - Киев, 2006. Архивировано из первоисточника 18 декабря 2012.
  14. Анонимный автор. Доклад о религии и обрядах Перу, составленный первыми священниками Августинцами, направившимися туда для обращение местных жителей в христианство (1560).. www.kuprienko.info (А.Скромницкий) (28 сентября 2009). - Религия Анд. Мифология Инков и жителей Вамачуко (Центральное Перу).. Проверено 11 ноября 2012. Архивировано из первоисточника 8 декабря 2012.
  15. Берёзкин Ю. Е. Инки: исторический опыт империи. Л.: Наука, 1991.
  16. Священные гимны Пачакутека, на сайте Месоамерика

См. также

Литература

  • Куприенко С.А. Источники XVI-XVII веков по истории инков: хроники, документы, письма / Под ред. С.А. Куприенко.. - К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. - 418 с. - ISBN 978-617-7085-03-3.
  • Пачакути Йамки Салькамайва, Куприенко С.А. Доклад о древностях этого королевства Перу / пер. С. А. Куприенко.. - К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. - 151 с. - ISBN 978-617-7085-09-5.
  • Талах В.Н., Куприенко С.А. Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (астеков) и инков / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко.. - К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. - 370 с. - ISBN 978-617-7085-00-2.

мифология инковес, мифология инковест

Мифология инков Информацию О

История инков берет свое начало в мифах и продолжается в легендах

Удивительно, но мы знаем о происхождении инков не больше, чем они сами рассказывают нам о себе в своей «запомненной» истории и мифологии. Эта «официальная» история включает в себя расплывчатую память, охватывающую легенды, но какая ее часть миф, какая – история, а какая – простая диалектика, мы не знаем. Кроме того, археология до сих пор еще не дает точного ответа. История, «хранящаяся в памяти», гласит, что инки ушли из окрестностей озера Титикака и отправились на север, где скитались между двумя горными цепями Анд, затем они пришли в долину Куско и там заложили основы своей империи. То, что инки и их империя на самом деле эволюционировали в долине Куско, было, по крайней мере, подтверждено археологией.

А что говорят мифы? Согласно им бог Солнца создал первого инку Манко Капака и его сестру на острове Солнца, расположенном в озере Титикака.

Бог Солнца повелел инкам отправиться к людям и нести ремесла и цивилизацию всем индейцам, которые тогда жили в дикости. Так начинается непрерывная череда Великих Инков, берущая начало от бога– создателя. Манко Капак несет золотой жезл; бог Солнца сказал ему, что, когда он достигнет таких плодородных краев, что жезл исчезнет из вида, будучи брошенным на землю, там он и должен построить свой город. Брат с сестрой отправились на север, встречая на своем пути, подобно мифологическим персонажам, всевозможные трудности, пока не пришли в долину Куско. Манко, взволнованный увиденным, бросает на землю золотой жезл; он уходит в почву – так рождается город Куско. На эту тему существуют вариации: живут четыре брата по прозвищу Аяр (зернышко дикой хины) и четыре сестры, которых называют «мама»; они живут в пещерах километрах в тридцати к юго-востоку от Куско. Они пускаются в путь, находят плодородную долину Куско, а затем три брата превращаются в камни или святыни, давая возможность Манко вместе с сестрами, образующими его гарем, основать Куско и положить начало племени и империи. Сказки такого рода придумывают о себе многие народы. Если бы христианские мифы получили краткое изложение в пяти строчках, то, наверное, оно было бы (во многом) таким же наивным.

Несомненно, легенды инков являются персонификацией небольшого племени (одного из многих, которые в те времена жили на плодородных землях вокруг озера Титикака), которое в поисках новых земель прокладывало себе путь на север, пока не пришло в долину Куско. Там инки нанесли поражение исконным обладателям этих плодородных земель в Андах. Точное время появления инков неизвестно. В это время все Анды были расколоты на «почти невероятное количество небольших политических единиц»; все они говорили на разных языках, и у каждой была своя мифология. В это время эти разные племена находились приблизительно на одном и том же уровне развития культуры, то есть выращивали одни и те же растения, возделывали почву одними и теми же способами, и у всех были одомашненные ламы. Так что история, которую рассказывают инки сами о себе, что будто бы они были специально избраны богом Солнца для того, чтобы вывести другие индейские племена из нецивилизованного состояния и дать им ремесла и культуру, не нашла поддержки у археологии.

Народ, который называли инками, начал – и именно это делает их историю такой захватывающей – с того же культурного уровня, что и другие индейцы, жившие в те времена в Андах.

«В 1000 году нашей эры, – писал Педро де Сьеса де Леон (с которым мы часто будем встречаться на этих страницах), – от имени Тики Виракочи, Солнца и остальных богов Манко Капак основал новый город. Куско начался с маленького дома из камня с соломенной крышей, который Манко Капак построил вместе со своими женами; он получил название «Кури-канча», что означало «золотая ограда».

Рис. 125. Индейцы с побережья занимаются рыбной ловлей с плота, построенного из полых стеблей камыша. На таком плоту, предназначенном для двух-трех людей, индейцы ловили рыбу в море. Перерисовано с вазы мочика, приблизительно 800 год

Это Педро де Сьеса де Леону рассказали в 1549 году «запоминатели» истории в Куско; это такое же достоверное и простое историческое допущение, как и любое другое.

Инки подчеркивают, что они развивались в пределах долины Куско, и раскопки доктора Джона Роу подтвердили это. «Достаточно было сделано для того, чтобы… показать, что цивилизация инков была продуктом длительного развития в самой долине Куско и, следовательно, нет необходимости искать культурные истоки этой цивилизации вдалеке».

Важно подчеркнуть это существенное археологическое доказательство, уравновешивающее современные утверждения, что родина инков находится в другом месте. Ведь начиная с XVI века инков считали то потомками «колен израиевых», то сыновьями хана Хубилая (1215–1294 гг., внук Чингисхана, с 1260 г. монгольский великий хан), то армянами, то египтянами, то китайцами, то даже англичанами. Сэр Уолтер Роли (Рэлей) услышал от кого-то, что имя первого Инки Манко Капака было на самом деле искажением слов «Ингасман (т. е. «англичанин») Копак», «кровожадный англичанин».

Самая последняя впечатляющая попытка доказать, что Полинезия была заселена богом-создателем Тики Виракочей, которая осуществлялась экспедицией на бальсовом плоту под названием «Кон-Тики» (знаменитое плавание Тура Хейердала в 1947 году – от Перу до Полинезии. – Ред.), также не находит поддержки ни у археологов, ни – что более важно – у ботаников. Перуанская цивилизация возникла на базе ранее существовавших культур американских индейцев, а не благодаря какому-то внешнему или дополнительному воздействию. Инки развивались в долине Куско, и вся их мифология не содержит ни малейшего намека на какие-либо перемещения их племени за пределы Анд.

Рис. 126. Карта завоеваний инков, вошедших в их государство. Из собрания доктора Джона Х. Роу

Они заняли долину, избавились от предыдущих ее обитателей (хотя археологам неясно, кого именно вытеснили отсюда инки) и положили начало своему полигамному обществу. У инков был – я это повторяю лишь для того, чтобы подчеркнуть, – тот же самый культурный багаж, что и у всех других народов Анд: резец из отшлифованного камня, в формах ведения сельского хозяйства использовались те же самые способы орошения, и была одомашненная лама (она была одомашнена за две тысячи лет до прихода инков). И наконец, основу их общества составляла земельная община, или айлью , в которой землей владели сообща.

Все это было в принципе характерно для Анд. И тем не менее у инков было нечто большее. Им было присуще внутреннее чувство организации. Война у инков больше не была затейливым (тщательно продуманным) фасадом для того, чтобы держать врага в благоговейном страхе; война должна была быть выиграна, а завоевание – организовано и доведено до конца. Сам дух инков появился в Куско, небольшом клочке земли в долине, в том самом Куско, который в обеих Америках дольше всего был непрерывно заселенным городом.

Инки расширяли свои владения, они делали это так, как делают все империи – путем завоеваний.

Века прошли, словно челнок в руке ткача. Народ инков, назовем их кечуа, так как их языком был язык кечуа, превратился в народ, живущий в Андах и подчиняющийся дисциплине. И эта дисциплина стала прочным фундаментом для людей, которые, будучи рожденными в таком обществе и процветая в нем, вели размеренную жизнь, занимаясь повседневными делами. Живя так, они создали империю.

На то, чтобы сформировать такой тип людей, ушло время, и это течение времени мы должны принять. Таким образом, мы подходим к такому периоду в истории Анд (между 1200 и 1438 годами), когда их правители, Инки, вытолкнули расширяющееся государство за узкие рамки их родной долины и установили свое владычество почти над всеми окружающими горами.

В этом тигле Анд выплавлялся характер народа инков.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Журнал "Компьютерра" №767 автора Журнал «Компьютерра»

РЫНКИ: "Федора" берет курс на Россию Автор: Григорий РудницкийВ самом конце года компания Red Hat представила проект Russian Fedora - дистрибутив Linux, предназначенный специально для российских пользователей. От обычной "Федоры" его отличает менее щепетильное отношение к

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги История московской войны автора Мархоцкий Николай

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

Из книги Завоевание империи инков. Проклятие исчезнувшей цивилизации автора Хемминг Джон

Из книги 100 великих тайн [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Короткоствольные револьверы автора Ловет Эд

Войско Сапеги и Гонсевского берет залог в уплату жалованья и покидает столицу Затем прибыл пан гетман и, встав под столицей, провел с москвитянами несколько не слишком удачных сражений. Когда же стали прижимать холода, нашим не хватило припасов. Для того, чтобы дать

Из книги Перерождение (история болезни). Книга первая. Восьмидесятые годы – 1992 год автора Кириллов Михаил Михайлович

Глава 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНКОВ: ИСТОРИЯ И ГЕОГРАФИЯ

Из книги Сто суток войны автора Симонов Константин Михайлович

Архитектура инков Архитектура инков, как и все великие архитектурные стили, развилась из простого крестьянского дома. Это было справедливо как для Древней Греции, так и для Перу. Постройки инков, внушающие самое большое благоговение, – исполинские стены из

Из книги 58-я. Неизъятое автора Рачева Елена

Из книги автора

Оборотни в легендах и в реальной жизни Оборотень – одна из центральных фигур древнейших суеверий. Вместе с вампирами, ведьмами, русалками, призраками и колдунами он существует уже тысячи лет, наводя ужас на взрослых и детей в больших городах и глухих местечках.Слово

Из книги автора

Из книги автора

Как услышу – за душу берет * * *Конец декабря. Очередь за молоком в 120 человек. Всё, в том числе молоко, подорожало. Очередь – школа социального воспитания. Мужики-рабочие говорят: «Пар из людей выпустили, теперь ярмо можно вешать». Встают заводы. Денег у людей нет. Но не у всех

Из книги автора

65 «История когда-нибудь рассудит наших современников и скажет свое слово об этих днях. Но тогда трудно было что-нибудь понять» Это недоумение относилось ко многому, но в данном случае оно было прежде всего связано с обстановкой на левом крыле Южного фронта, где

Из книги автора

«За плохого не хотелось, а хороший не берет» В тюрьме надо строго себя вести, мягкой не быть! Начальство специально учило: будь жесткой, с заключенными не разговаривай, глазки не строй. А я глазки и не умею… По характеру я твердая, настойчивая. Уходила на пенсию - начальник

От древних жителей Америки, майя, ацтеков и инков, дошли до нас удивительные памятники. И хотя всего в нескольких книгах времен испанских завоевателей - конкистадоров остались сведения об этих народах, их историю хранят развалины храмов, фрески, живописные и скульптурные изображения, барельефы, стелы - археологические документы исчезнувших цивилизаций.

Майя и их боги

В эпоху древнего государства - III-X века - майя возводят крупные религиозные центры: широкие площади, пирамиды, храмы, дворцы... В них жрецы разрабатывают письменность и календарь майя, и сюда же собираются веропослушные жители, дабы почтить своих богов, как добрых, так и жестоких: Хунаб-Ку - «единственный», отец всех богов,

Ицамна - владыка мира и неба, основатель жречества, Иш-Чель - супруга Ицамны, богиня-мать,

Чак - бог дождя (именно он заставляет кукурузу тянуться вверх), самый любимый из всех богов,

Юм-Кааш - бог кукурузы, Ах-Пуч - бог смерти.

Боги ацтеков

Начиная с XIII века ацтеки завоевывают обширную территорию, населенную земледельческими народами. Примером для подражания им служат воинственные толь-теки, также создавшие цивилизацию воинов. Боги у ацтеков были как свои исконные, так и «трофейные», доставшиеся от покоренных народов:

Кецалькоатль и Тескатлипока, Уицилопочтли -- бог Солнца и войны,

Ометеотль - верховный бог, которого нельзя было изображать,

Тлалок - бог дождя, грома и растительности,

Чикомекоатль - богиня кукурузы,

Шипе-Тотек - бог весеннего цветения,

Тонацин - богиня-мать.

Инке , сын Солнца

Около 1200 года у основателя династии инков Манко Капак было видение бога-Солнца. С той поры государством правил бог, а вожди инков стали именовать себя «сыновьями» Солнца. Религию взяли на службу государству. В столцце империи городе Куско боги покоренных народов считались второстепенными идолами. Почитали же своих богов:

Инти - бог-Солнце, предок, династии императоров,

Виракоча - «бог», начало поклонению которому положило царствование его сына Пачакутека (1438-1471).

Майя

Им принадлежала часть нынешних территорий Гватемалы и Мексики. Особенно бурно эта древняя цивилизация развивалась в III-X вв. н.э., и просуществовала она вместе с завоевавшими ее тольтеками до XV века.

Инка

Они основали государство, простиравшееся в период своего расцвета (1438-1532) от Кито (Эквадор) до Вальпараисо (Чили), т.е. значительно превосходившее по территории современное Перу.

Ацтеки

Они пришли с высоких равнин северо-западных районов Мексики и основали столицу своего государства Теночтитлан в 1325 или в 1345 году в высокогорной болотистой долине, на том месте, где сейчас находится город Мехико. Последний вождь ацтеков, Монтесума, правил страной с 1502 по 1520 год. А в 1521 году государство ацтеков было полностью разрушено испанскими завоевателями.

Тольтеки

С X века значение этого народа в истории континента возрастает. Он участвует в утверждении Новой Империй майя и обосновывается в городах Чичен-Ица и У шмаль. Успехи тольтеков оказали большое влияние и на ацтеков. Именно этот воинственный народ, столь легко проливающий чужую кровь, первым ввел обряды человеческих жертвоприношений, которые укоренились затем и у майя, и у ацтеков.

«Дымящееся зеркало», или Тескатлипока

Это тольтекский бог ночи, ночного л неба, подземного у Солнца, холода, зимы и смерти. $,1 Кроме того, он ® был богом войны и ^ покровительствовал | молодым воинам, именовавшимся «орлами» или «ягуарами».

«Пернатый змей», или Кецалькоатль

Он бог света и Солнца, покровитель жречества. Побежденный богом ночи Тескатлипокой, он был вынужден покинуть родину, но обещал обязательно вернуться и принести мир и благоденствие в государство ацтеков. Именно поэтому многие индейцы и приняли испанских завоевателей за посланников
Кецалькоатля.

Теночтитлан

Реконструкция религиозного центра столицы ацтеков.

Столица ацтеков

Защищенный со всех сторон водой Теночтитлан был культурным и религиозным центром государства ацтеков. В его школах будущие жрецы обучались письменности, математике, астрономии, медицине. Позднее им дозволялось руководить празднествами и ритуалами жертвоприношений. На главной пирамиде расположены два храма: бога молнии и дождя Тлалока и древнего бога Уицилопочтли. Напротив - округлая пирамида Луны. Поодаль находятся площадки для игры в мяч, дворцы, площади, на которых в торговые дни всегда было шумно и оживленно.

Игры и человеческие жертвоприношения

Для майя периода Новой Империи и для ацтеков игра в мяч и человеческие жертвоприношения казались необходимыми условиями для выживания. Чтобы Солнце могло появляться каждое утро на небосклоне, оно нуждается в энергии. Вот ацтеки и отправляются на войну за пленными, предназначавшимися для подобных ритуальных убийств. Церемония жертвоприношения могла быть самой разной: в людей стреляли из лука, сжигали на костре, отрубали голову... Нередко обряд выливался в поистине грандиозный спектакль. Кортеж, сопровождавший несчастные жертвы, медленно поднимался по узким ступеням храма. После того как испускал дух последний из пленников, их тела сбрасывались вниз, к подножию храма... Теперь можно было не опасаться, что сверкающее светило дня и ночная звезда остановят свой бег, дарующий жизнь.

Кровь стекает

по ступеням высоких пирамид ацтеков и майя. Окровавленное сердце, вырванное из груди очередной жертвы, превращается в звезду.

Жуткие игры

Площадка для культовой игры в мяч изображена в виде креста. Круги представляют собой своеобразные «ворота». В реальных случаях это были укрепленные высоко над землей кольца, в которые и надо было попасть мячом. Проигравшие игроки сидят перед богом Тескатлипокой, в жертву которому они будут сейчас принесены.

ОТДАННЫЙ СОЛНЦУ

Легенда инков


Почему мы, инки, поклоняемся Солнцу? - спросил мальчик.

Разве тебя этому не учили в школе? - раздраженно отозвался жрец.

Мне еще слишком рано идти в школу, - ответил мальчик.

Жрец смягчился.

Хорошо, - сказал он. - Я расскажу тебе историю о том, как в нашей жизни появилось Солнце…

Когда-то давным-давно над всей землей царила тьма. Это была пустынная и суровая дикая местность, с обрывистыми горами, тянущимися на север, и огромными скалами, подступавшими с юга. Люди тогда едва ли были лучше скота, гуляли обнаженными по лугам и не стыдились своей наготы. У них не было ни домов, ни поселков - жили они в пещерах, согревались, прижимаясь друг к другу, так как даже не умели развести огонь. Они питались дикими плодами, нападали на всякую живность и, будь то дикий кролик или лисица, с животной страстью разрывали мясо зубами и глотали его сырым. Когда времена были особенно тяжелые, они питались дикими растениями и травяными корешками, а иногда с радостью поглощали (страшно подумать) человеческое мясо.

Затем появился Инти. Так мы назвали Солнце, имя которого смеет произносить только истинный представитель инки. Его сияние осветило мир и обнаружило печальное положение людей. А Солнце было добрым, ему стало жаль их, и оно решило отпустить одного из своих сыновей с небес на землю. Этот сын Солнца научил мужчин и женщин возделывать землю, сеять семена, возводить замки, собирать урожай. Он также научил их поклоняться Солнцу как своему Богу, ведь без его света и тепла они были не больше, чем просто животные.

Как звали сына Солнца? - спросил мальчик.

Его звали Манко Капак, - ответил жрец. - Вместе с ним появилась Оклло Хуако. Она была дочерью Луны.

А Солнце и Луна были друзьями?

Они были женаты, - объяснил жрец. - Получается, что дети были братом и сестрой.

Манко Капак и Оклло Хуако поселились на двух островах озера Титикака, высочайшего в мире. До сегодняшних дней они известны как Острова Солнца и Луны. Затем Манко Капак и Оклло Хуако отправились через озеро вброд. Вода сверкала у их ног, словно бриллианты, и они шли до тех пор, пока не ступили на сухую землю. Там они принялись за работу. Прежде чем они покинули небо, Солнце отдало им золотой жезл. Он был толщиной примерно в два сложенных пальца и в длину немного короче человеческой руки. Солнце сказало им:

Идите, куда пожелаете. Но где бы вы ни остановились поесть или поспать, пробуйте вогнать этот жезл в землю. Если он не будет входить в почву или погрузится в нее совсем чуть-чуть, двигайтесь дальше. Но как только достигнете места, где с одного толчка жезл полностью войдет в землю, знайте, вы находитесь в священном для меня месте. И там вы должны будете остановиться. Вы окажетесь на том самом месте, на котором предстоит построить великий город. И этот город станет центром моей империи, такой, какая никогда еще не существовала в мире.

Манко Капак и Оклло Хуако покинули озеро Титикака и двинулись на север. Каждый день они пробовали воткнуть золотой жезл в землю, но все безуспешно. Так продолжалось многие недели, пока наконец они не достигли долины Куско, которая тогда была дикой гористой пустыней. Здесь жезл полностью ушел в землю, и они поняли, что достигли места, где должны основать империю.

Потом каждый из них отправился своей дорогой, разговаривая с каждым встреченным дикарем и объясняя, почему они сюда пришли. Трудно описать потрясение, которое испытывали дикари, увидев незнакомцев, облаченных в красивые одежды. С ушей у них свисали золотые кольца, волосы их были коротки и опрятны, тела чисты. Никогда еще не встречались люди, подобные этим двум. Вскоре тысячи мужчин и женщин спустились в долину поглядеть на двух посетителей и послушать, что они говорят.

С этого момента Манко Капак начал строить город, который потребовал его отец.

В то же время они с сестрой обучали людей знаниям, в которых те нуждались, чтобы стать цивилизованными.

Это был тот же город, в котором мы живем сейчас? - спросил мальчик.

Да, - ответил жрец. - Он был назван Куско и поделен на две половинки: Верхний Куско, построенный королем, и Нижний Куско, созданный королевой.


Почему было две половинки?

Город был построен по подобию человеческого тела с его правой и левой сторонами. Все наши города построены таким же образом. Но солнце всходит, мой мальчик. Боюсь, нам нужно поскорее заканчивать.

За короткое время дикари перестали быть дикими. Они стали жить в кирпичных домах и опрятно одеваться. Манко Капак обучил мужчин возделывать поля, а его сестра обучила женщин прясть и ткать. В Куско образовалась даже целая армия, оснащенная копьями и луками со стрелами. Она была готова сражаться с теми людьми, которые еще оставались дикими. Мало-помалу территория империи расширялась. Манко Капак стал первым представителем инки и первым королем народа инки.

С тех самых пор инки поклоняются Солнцу. Правящего короля они считают потомком великого Манко Капака, а значит, и потомком Солнца. Солнце дает свет и тепло, поэтому всходит урожай. Солнце отдало миру своего сына, и с тех пор люди перестали вести себя как звери. В честь Солнца были выстроены великие храмы, где в обитых золотом холстах отражались его лучи.

И на праздник Инти Райми, в день солнцестояния, когда Солнце находится в самой высокой точке своего путешествия на юг, проходит фестиваль с музыкой, танцами и пиршеством. В этот день совершают жертвоприношение, во время которого ламам перерезают глотки и сжигают их на алтаре. Дым поднимается вверх, достигая Солнца. А если случается какое-то особое событие, празднование великой победы, например, в жертву приносят не животное, а ребенка.

И мне предстоит быть вознесенным к Солнцу… - прошептал мальчик.

Это делает тебе честь, мое дитя, - сказал жрец.

Солнце взошло уже высоко над горизонтом. Жрец поставил мальчика спиной к жертвенному алтарю и вонзил церемониальный нож глубоко в сердце ребенка. И вскоре дым жертвенного костра взвился к сияющему небу.



error: Контент защищен !!