Брюс ли философия. Джит Кун До или Философия Брюса Ли и Трейдинг

Истории творения, рассказанные философами-даосами или современными учеными, в сущности, совпадают. Различие только в культурных контекстах.

Согласно концепции даосизма, сотворение Вселенной происходит в результате нескольких простых принципов и этапов. В начале была пустота — У-цзи, неизвестное. Из вакуума образуются две основные формы или процесса энергии: Инь и Ян. Комбинация и взаимодействие Инь и Ян образуют ци — энергию (или колебания) и в конечном счете все, что существует.

Взаимодействие Инь и Ян является средством упорядочения и понимания всего, что поддается постижению: левого и правого, твердого и мягкого, рождения и смерти. В любой ситуации имеется полное качество Инь и Ян, но в дальнейшем оно может быть подразделено по всем составляющим до тех пор, пока не получим «десять тысяч» делении и сравнений. Двоичная арифметика компьютерного языка (при помощи которой вся информация выражается в виде комбинации нулей и единиц) является примером сочетания двух для получения множества.

С точки зрения современной физики Вселенная возникла из пустоты в результате «большого взрыва». В первые микросекунды творения антиматерия (Инь) взаимодействует с материей (Ян) и создает свет. Свет создает энергии различного звука и цвета и вещество — при ускорении и замедлении различных колебаний.

Ученый Джек Сарфатти изображает Вселенную как тип квантовой пены, в которой объекты и силы — все, что существует, — находятся как рябь на поверхности большого моря. Это ци, которая пульсирует с различными частотами, что создает органическую материю, звезды, планеты, животных, скалы, растения и другие аспекты человеческого бытия — наши физические тела и их различные процессы, наши чувства, мысли и духовные озарения.

То, что китайцы называют «потоком ци» (а физики, возможно, называли бы «универсальным потоком энергии» или «квантовым полем»), не имеет ни начала, ни конца. Несмотря на то что оно постоянно проявляется в различных формах в пространстве и времени, оно остается неизменным, вечным, непреложным. Для того чтобы действительно испытать все аспекты этого потока, необходимо узнать также, что в конечном счете все имеет один и тот же источник происхождения и одинаковую судьбу, вне времени, где нет ни «до», ни «после», а только вечное «сейчас». Между началом и возвратом к началу происходят все взаимодействия жизни.

Отобразил этот процесс очень простым графическим способом на эмблеме своей школы. В первом ряду расположен чистый круг, начальное состояние свободы и возможности. Последующие ряды представляются эмблемами Инь-Ян различных цветов, отображающими все стороны жизни. На самом высоком уровне снова расположен чистый круг: возврат к истоку.

Несмотря на различные внешние признаки, все разнообразие форм и деятельности жизни является на самом деле одним непрерывным потоком энергии. Зная это, Брюс часто отделывался от вопросов о сущности Инь и Ян, не отбрасывая сам принцип, а просто стараясь показать, что в действительности все очевидные противоположности происходят из одной общей силы. Эта сила, которая выражает сама себя в бесконечном потоке формы и движения, является процессом, который иногда называют «Вселенная».

Концепция пространства Эйнштейна очень похожа на буддийское учение о шунъяте — «пустоте». Считалось, что пространство живо, что это «поле» возможностей, от которого получили начало «все» и «каждое». Материя — это не что иное, как локальная конденсация энергии в пространстве. Поэтому нет принципиальной разницы между материей и пространством или, с точки зрения буддистов, между формой и пустотой.

Мастер дзэн сэнсэй Генпо Мердзел говорил так: «Вакуум не является больше просто пустотой, а есть реальное, свободное существующее. Это исток, из которого происходят все вещи и куда они возвращаются. Его нельзя увидеть, прикоснуться к нему или познать его — тем не менее он существует и свободно используется. Он не имеет формы, размера, цвета, очертаний, но все, что мы видим, слышим, чувствуем и ощущаем, является «им». Это находится вне умственного знания и не может быть постигнуто просто разумом. Когда мы внезапно пробуждаемся и узнаем, что преград нет и никогда не было, мы обнаруживаем, что мы — это все вещи: горы, реки, трава, деревья, солнце, луна, звезды, Вселенная. Не существует более разделений или границ между мной и другими, нет больше чувства отчуждения и страха — нет ничего отдельного от кого-либо, и поэтому нечего бояться. Сознание этого факта ведет к истинному состраданию. Не видно других людей и вещей отдельно от кого-либо — наоборот, они мыслятся как наше собственное тело».

Бодхидхарма, легендарный основатель кунг-фу, изобрел ряд упражнений для монахов Шаолиня, присовокупив такой комментарий: «Невзирая на то что проповеди Будды предназначены для души, тело и душа являются неделимыми. По этой причине я дам вам метод, при помощи которого вы можете развить свою энергию настолько, что обретете состояние Будды».Борьба, как и любое другое искусство, на своей высшей стадии является деятельностью духа в теле. Вначале мастер боевых искусств тренируется для того, чтобы чувствовать и испытывать свое тело как целое; затем — для того, чтобы чувствовать и понимать движение энергии своего противника как своей собственной. Годы тренировок и обеспечение требуемых движений расслабленного тела — когда концентрация намерения и эмоционального содержания объединяет тело, разум и чувства — способствуют поступлению более высокой энергии. Теперь любое действие, большое или малое, обладает силой. Даже при ударе кулаком удар сам по себе ударяет, а энергия Вселенной уже здесь!
На высшем уровне мастер боевых искусств испытывает и чувствует единство энергии, единство жизни. Чтобы соприкоснуться с этой энергией и чтобы она соприкасалась с вами, необходимо понять, что в конечном счете «я» и моя противоположность, «меня» и «моя тень», «мне» и «мой отец» — одно и то же. Познать это состояние — значит не иметь ни союзников, ни врагов. Познать это состояние — значит признать отсутствие разделения между жизнью и смертью.

Теперь, пожалуй, мы сможем понять, до чего доходило мастерство Брюса Ли, если он мог сказать: «Никто не побеждает в борьбе».

Что он подразумевал под этим? Просто, поскольку все появляется и возвращается к одному источнику, любая победа происходит во имя «этого», даже до того, как поединок произошел.

Таким образом, на высшем уровне мастер боевых искусств вырабатывает «чувство тела» для всего, что существует. Брюс Ли знал, что при высшем выражении его искусства импульс к действию приходит от Духа.

В конце концов, я не знаю точно, происходит ли мое единение с Духом через высочайшую осознанность моей формы и моего окружения; или, может быть, мои старания были замечены высочайшей осознанностью Духа и я был выбран как подходящий сосуд. Настоящий мастер боевых искусств бесстрашен, поскольку знает, что, даже если его тело умирает, он заключает в себе Дух, который бессмертен.

В самом начале есть У-цзи — Пустота — Неизведанное.

В китайском языке слово «у» имеет значение «боевой». Слово цзи означает дыхание, энергия или дух. Нет необходимости в дополнительных усилиях ума или интуиции, чтобы увидеть, что само существо Бытия, у-цзи, также несет значение «дух воина» — не просто в смысле быть воинственным, а в смысле быть жизненными взаимодействующим.

Все равно парадокс объясняется. Постижение Пути и гармонии с Дао аналогичны воплощению Боевого Духа.

Чтобы контролировать себя, я сначала должен принять себя, действуя не вопреки своей природе, а следуя в соответствии с ней.

Брюс Ли

Брюс Ли (Ли Чжэньфань) не просто киноактёр, режиссёр и мастер боевых искусств. Физическая сила в нём сочеталась с метафизической философией. Он легенда, чьё имя с пиететом передаётся из поколения в поколение.

Ли начал заниматься кунг-фу в середине 1950-х. Его первым учителем стал Ип Ман, проповедовавший стиль Вин-Чунь.

В 1959 году Ли покинул Гонконг и отправился в Америку, сначала в Сан-Франциско, потом в Сиэтл. В США он открыл школу боевых искусств и начал преподавать собственный стиль кунг-фу - Джит Кун-До («Путь опережающего кулака»).

Простой путь - правильный путь. В драке никому нет дела до красоты. Главное - уверенность, отточенные навыки и точный расчёт. Поэтому в методе Джит Кун-До я старался отразить принцип «выживания наиболее приспособленного». Меньше пустых движений и энергии - ближе к цели.

В 1971 году, на пике своей кинокарьеры, Брюс Ли снялся в сериале «Лонгстрит ». В одном из эпизодов Ли произнёс фразу, основанную на китайской философии у-вэй (созерцательная пассивность) и ставшую очень популярной.

Стань бесформенным, бестелесным, как вода. Когда ты наливаешь воду в чашку, она становится чашкой; ты наливаешь воду в чайник, она принимает форму чайника. Вода может течь или разрушать. Будь водой, мой друг.

Однако знаменитый афоризм не объясняет всю философию воды Брюса и то, как он пришёл к ней. В 2001 году Джон Литтл (John Little), написавший много книг о Ли, издал сборник с ранее не публиковавшимися письмами, заметками и стихами актёра - «Брюс Ли: художник жизни» (Bruce Lee: Artist of Life). Это бесценный источник для понимания взглядов Брюса Ли на жизнь, любовь, воспитание детей и боевые искусства.

Судя по всему, философия воды пришла к Ли после разочарования: ему никак не удавалось постичь «искусство отрешённости», которому его учил Ип Ман. Вот что Брюс пишет по этому поводу.

Когда острота моего самосознания дошла до того, что психологи называют двойной связью , Учитель подошёл ко мне и сказал: «Храни себя, следуй естественным изгибам вещей, будь отрешён. Запомни: никогда не иди против естества, никогда не сопротивляйся напрямую проблемам, но контролируй их, поворачиваясь туда, куда они клонят. Оставь тренировки на неделю - пойди домой и подумай об этом».

Брюс так и сделал.

Проведя много часов в медитации и духовной практике, я, наконец, сдался и отправился в одиночное плавание на джонке. В море я думал о своих тренировках. Это разозлило меня - я ударил по воде. И в это мгновение меня поразила одна мысль. Не вода ли олицетворяет суть кунг-фу? Я ударил её, но она не испытала боли. Я снова нанёс удар, со всей силы, - она вновь неуязвима. Затем я попытался удержать её. Но это оказалось невозможным. Однако вода, мягчайшая субстанция в мире, которую можно поместить даже в крошечный сосуд, только кажется слабой. На самом деле она может разрушить самые твёрдые материи на земле. Я бы хотел быть водой.

Внезапно пролетела птица, бросив отражение на водную гладь. Тогда я впитал ещё один урок, ещё один скрытый мистический смысл открылся мне: в бою, перед лицом противника, твои мысли и эмоции должны быть словно отражение пролетающих птиц на воде. Это именно то, что имел в виду Учитель Ип, говоря «будь отрешён». Это не означало не иметь чувств - это значило не тяготиться и не душить их наедине с собой. Чтобы контролировать себя, я сначала должен принять себя, действуя не вопреки своей природе, а следуя в соответствии с ней.

Цитируя известное изречение Лао-цзы, Ли писал:

Природное явление, которое наиболее близко отражает суть у-вэй в кунг-фу, - это вода.

Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твёрдого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.

Это отрывок из «Дао Дэ Цзин». Он раскрывает существо воды. Вода настолько прекрасна, что её невозможно зажать в кулак, ударить, ей неведома боль. Пронзи её ножом - не ранишь. Разорви её - останется целой. У неё нет формы - вода принимает форму сосуда, куда её наливают. Если её нагреть, она станет невидимым паром, но в ней столько силы, что она может расколоть толщу земли. Замерзая, вода кристаллизуется и превращается в мощные глыбы. Вода может быть быстрой, как Ниагарский водопад, и спокойной, как пруд. Она ужасает в бушующем потоке и освежает в жаркий летний день. Это и есть принцип у-вэй.

Реки и моря - повелители сотен долин. Всё потому, что их сила в смирении; они короли над всем. Хотите покорить их? Следуйте за ними.

Иными словами, если перенести философию боевых искусств на обычную жизнь, прежде чем бороться с обстоятельствами, стоит попробовать приспособиться к ним. Нужно быть мягким, как вода, восприимчивым к быстро меняющимся обстоятельствам. Течение жизни само приведёт тебя к счастью. Сопротивляться стоит только поистине сильным бурям. Если же всё время грести против течения, быстро выбьешься из сил и пойдёшь ко дну.

Разделяете ли вы философию воды Брюса Ли?

В своем постижении боевых искусств Брюс Ли старался отыскать ту первозданную простоту и целостность, которая была присуща им изначально. Разработанная им система боя стала одним из этапов этой работы, направленной на осознание мудрости древних и облачения этой мудрости в новую форму, понятную для современного человека. Фрагменты этого осознания вдумчивый исследователь может обнаружить в том наследии, которое осталось после Брюса – его фильмы, книги, интервью.

В пятой, заключительной книге о боевом методе Брюса Ли, читатель найдет ключи к пониманию целостности и универсальности системы, разработанной Брюсом. Материал книги позволит интегрировать все части системы в тотальный боевой стиль, высокоэффективный и бескомпромиссный, представляющий собой сплав непоколебимого духа и реальной техники. Без понимания духовной стороны боевого искусства, представленной на страницах этой книги, невозможно понять «сердце» (сущность) метода боя, практиковавшегося Брюсом и его многочисленными последователями, что в итоге приводит лишь к «голой» имитации техники, превращая мощное боевое искусство в военизированную гимнастику.

Дзэн

Чтобы постичь боевое искусство, необходимо избавиться от всего, что скрывает истинный смысл, реальную жизнь. В то же время, это означает безграничное познание, которое должно быть направлено на изучение не особой области, входящей в состав целого, а на целое, содержащее в себе и эту область.

Путь познания кармы заключается в гармонии сознания и воли. Единство всего живого – есть истина, которую можно постичь тогда, когда ложное представление о возможности существования своего «Я» отделено от целого, уничтожено навсегда.

Пустота есть «нечто», которое находится точно посредине между «тем» и «этим». Пустота содержит в себе все и не имеет противоположности. В ней нет ничего, что исключало бы ее или противостояло ей. Пустота существует потому, что все формы возникают из нее, но тот, кто воплощает в себе пустоту, наполнен жизнью, энергией и любовью от всего сущего.

Превратись в «деревянную куклу»: у нее нет «Я», она ничего не думает, она ничего не воспринимает, не сохраняет. Позволь телу и конечностям следовать своим собственным законам.


Если в тебе нет ничего застывшего, косного, то окружающее бытие будет проявлять себя само. В движении будь подобен воде. В покое будь подобен зеркалу. Отвечай подобно эху. Ничто невозможно отделить, мягчайшую вещь невозможно схватить.

Я двигаюсь и не двигаюсь вообще. Я подобен неподвижному отражению луны в бушующих и скачущих волнах. Это не осознание действия «Я делаю это», а скорее внутреннее понимание, что «это случилось, благодаря мне» или «это делается для меня». (Осознание собственного «Я» становится величайшим препятствием для правильного исполнения всех физических действий).

Концентрация сознания означает его неподвижность. Если сознание прекращает действовать свободно, как должно быть, то это уже не есть сознание, как таковое.


«Неподвижность» – это концентрация энергии в фокусе, как на оси колеса, вместо рассеивания ее в процессе разрозненных действий.

Главным является результат действия, а не его исполнение. Не актер, а игра, не экспериментатор, а эксперимент.

Видеть вещь независимо от своих собственных желаний и ожиданий, значит, видеть ее в истинном свете.

Искусство достигает высочайшей вершины, когда освобождается от самосознания. Свобода открывается человеку в тот момент, когда ему безразлично, какое впечатление он производит или должен производить.

Совершенный путь труден только для тех, кто выбирает и желает. Не выбирайте: нравится – не нравится, тогда все будет ясно. Сделайте зазор в толщину волоса, и небо отделится от земли, если хочешь познать истину не будь ни «за», ни «против». Борьба между «за» и «против» есть наихудшая болезнь сознания.

Мудрость заключается не в попытках отделить хорошее от дурного, а в умении «оседлать» их и приспособиться к ним, как пробка приспосабливается к гребням и впадинам волн.

Позвольте себе идти с болезнью, быть с ней, ухаживать за ней, это – путь быть свободным от нее. Утверждение является Дзэном, если только оно воздействует само по себе, а не мыслью, заключенной в нем. В буддизме нет места для усилий. Следует быть естественным и не делать чего-то особенного. Ешьте свою пищу, освобождайте кишечник, пейте воду, а если вы устали, ложитесь отдыхать. Невежественный будет смеяться надо мной, но мудрый поймет.

Уясните себе следующее: двигайтесь быстро, как призрак, и будьте спокойны, как невинность. Тот, кто спешит, проигрывает. Не опережайте других, всегда приспосабливайтесь к ним. Не спешите, выбросите это из головы. Не стремитесь к этому специально, и будете действовать, когда этого менее всего ожидают.

Думай, как бы не думая. Наблюдай за техниками, как бы не наблюдая. Не существует универсального уровня. Все, что я могу дать, подобно нужному лекарству от определенных болезней.

Восьмеричный путь буддизма

Восемь способов устранения страдания путем исправления ложных ценностей и получения истинных знаний о смысле жизни заключается а следующем:

1. Правильные воззрения (понимания): вы должны ясно видеть, что ошибочно.

2. Правильные устремления (желания): решитесь на исцеление.

3. Правильная речь: говорите в соответствии со своей целью – исцелиться.

4. Правильное поведение: вы должны действовать.

5. Правильный образ жизни: ваши средства существования не должны противоречить вашему лечению.

6. Правильные усилии: лечение должно идти с постоянной скоростью, самой высокой, которая может быть выдержана.

7. Правильное внимание (контроль сознания): вы должны чувствовать это и думать об этом непрерывно.

8. Правильное сосредоточение (медитация): учитесь созерцать глубину своего сознания.

Искусство души

Целью искусства является демонстрация внутреннего мира, воплощение в эстетическом произведении глубочайшего духовного и личного опыта человеческого бытия. Оно способно сделать понятным эти переживания и дает возможность осознать их в рамках идеального мира. Искусство проявляется в духовном понимании внутренней сущности вещей и является формой общения с природой абсолюта.

Искусство есть воплощенное впечатление от жизни, и оно преодолевает границы времени и пространства. Мы должны попытаться с помощью искусства придать нашим душам новые формы и новое отношение к природе и миру. Самовыражение мастера демонстрирует его душу, его школу, его хладнокровие. За каждым движением мастера скрывается музыка его души. В противном случае, движение является «пустым», а «пустое» движение подобно пустому слову – оно не имеет значения. Избегайте «неясных» мыслей и действий.


Искусство никогда не является украшением, декорацией, оно есть результат озарения. Искусство, другими словами, есть средство достижения свободы. Искусство требует совершенного мастерства техник, развитого размышлением.

Искусство без искусства есть творческий процесс внутри художника, его значение – «искусство души». Все виды движений есть шаги по пути к абсолютному эстетическому миру души. Творчество в искусстве является духовным выражением личности, корни которого кроются в «ничто». Его эффект заключается в расширении духовного мира.

«Искусство без искусства» есть искусство души, находящейся в покое, подобно отражению лунного света в глубоком озере. Конечной целью художника является использование его повседневной деятельности для того, чтобы стать настоящим мастером жизни, познать искусство жизни. Мастера всех видов искусств должны прежде всего быть мастерами жизни, для души создавая все. Все неясные представления должны исчезнуть прежде, чем ученик сможет назвать себя Мастером. Искусство – есть путь к «абсолюту» и к сущности человеческой жизни.

Цель искусства заключается не в одностороннем развитии духа, души и чувств, но в «раскрытии» всех человеческих способностей – мыслей, ощущений, воли и жизненного ритма мира природы. Так можно услышать беззвучное безмолвие и привести себя в состояние гармонии с ним.

Профессиональный уровень в искусстве еще не означает художественного совершенства. Искусство остается скорее на среднем уровне или отражает некоторый шаг в психическом развитии, совершенство которого основано не на очертании или форме, а должно исходить из человеческой души.

Творческая деятельность не заключается в искусстве, как таковом. Оно проникает в глубинный мир, в котором все формы искусства (вещи внутренне познанные) существуют вместе, в котором гармония души и космоса, в котором «ничто» имеет свою связь с реальностью.

Это есть творческий процесс, поэтому, это есть реальность, и реальность есть истина.

Путь к истине

1. Стремление к истине.

2. Осознание истины (и ее существования).

3. Восприятие истины (ее сущности и направления – подобно ощущению движения).

4. Понимание истины (в первую очередь философская практика для понимания ее – Дао. Видеть не часть, а целое).

5. Опыт истины.

6. Овладение истиной.

7. Забвение истины.

8. Забвение носителей истины.

9. Возвращение к первоисточнику, где лежат корни истины.

10. Покой и ничто.

Джиткундо

Все многообразие жизни существует в виде жестких форм, имеющих определенные рамки, ограничения. Для понимания Джиткундо нужно отбросить все идеалы, шаблоны и стили, отбросить вопрос – существует ли идеал в Джиткундо? Можете вы наблюдать за ситуацией, не называя ее? Называя ситуацию, превращая ее в слово, вы придаете ей форму. Действительно, трудно просто наблюдать ситуацию – наш разум очень сложен. Легко обучать кого-то мастерству, но очень трудно научить человека независимому самостоятельному мышлению, отношению.


Джиткундо предпочитает бесформенное, так как может принимать любые формы, Джиткундо не имеет стиля и подходит для любых стилей. В результате Джиткундо использует все пути и не связано ни с одним из них, более того, использует все техники и средства, которые служат его целям.

Занимайтесь Джиткундо с намерением укрепить волю. Забудьте о победе и поражении, забудьте о гордости и боли. Дайте вашему противнику коснуться вашей кожи, и вы проникнете в его плоть, дайте ему проникнуть в вашу плоть, и вы сломаете ему кости, дайте ему сломать ваши кости, и вы возьмете его жизнь! Не заботьтесь о своей безопасности, положите свою жизнь перед ним.

Большой ошибкой будет ожидать результат заранее. Не следует думать о победе или поражении. Дайте природе следовать своим путем, и ваше оружие нанесет удар в нужный момент. Джиткундо учит нас не оглядываться назад, однажды выбрав путь. Оно оценивает жизнь и смерть равнозначно. Джиткундо избегает внешнего, проникает вглубь сложного, постигает суть проблемы и указывает ключевые факторы.

Джиткундо не ходит вокруг да около, оно не пользуется извилистым окольным путем. Джиткундо следует к цели по прямой. Простота есть кратчайшее расстояние между двумя точками. Искусство Джиткундо состоит в упрощении. Оно позволяет быть самим собой, оно означает реальность в ее бытии. Быть самим собой, означает обладать свободой в ее первоначальном смысле, не ограниченной привязанностями, пределами, зависимостями.

Джиткундо есть просветление, путь жизни, движение к сильной воле и контролю, этого можно добиться и интуитивно.


Во время тренировок ученик всегда должен быть активным и динамичным, но в реальном бою его сознание должно быть спокойным. Он должен чувствовать себя так, как если бы ничего особенного не происходило. Когда он наступает, его шаги должны быть легкими и надежными, его глаза не выпучиваются и не смотрят на врага с безумной яростью. Его поведение ничем не отличается от его обычного повседневного поведения, нет изменений, зависящих от его впечатлений, нет ничего выдающего тот факт, что он находится в смертельной схватке.

Ваше природное оружие имеет двойную цель:

1. Сокрушить противника – разрушать все, что стоит на пути к миру, справедливости и гуманности.

2. Разрушать ваши собственные порывы, возникающие от инстинкта самосохранения. Разрушать все, беспокоящее ваше сознание. Не причинять вреда никому, но преодолеть свои собственные недостатки – жадность, гнев, глупость и т.д. Джиткундо воздействует на нас самих.

Удары кулаками и ногами являются средством уничтожения эго. Это природное оружие представляет собой силу интуиции или инстинкта, которые, в отличие, от интеллекта или усложненного эго, не анализируют себя, ограничивая тем самым свою свободу. Природное оружие двигается вперед, не оглядываясь назад или по сторонам.

Так как чистосердечность и пустота сознания есть врожденные качества человека, то его природное оружие наследует эти качества и проявляет их с величайшей степенью свободы. Природное оружие является символом невидимого духа, поддерживающего сознание, тело и конечности в постоянной активности.

Отсутствие стереотипной техники по сути означает абсолютную свободу. Любые направления движения возможны в этом случае.

Отсутствие ограничений есть врожденное качество сознания человека. В естественном состоянии его мысли движутся вперед непрерывно: прошлые, настоящие и будущие мысли продолжаются как непрерывный поток.

Отсутствие мыслей означает не уноситься мыслями прочь в процессе мышления, не отвлекаться внешними объектами, думая быть свободным от мыслей. Истина, таким образом, есть субстанция, а мысли есть функция истины. Мыслить, определять значение в мыслях, это значит разрушать мысль.


Сконцентрируйте свое сознание в «резкий фокус» и примите состояние боевой готовности, чтобы вы могли мгновенно интуитивно понять истину, которая существует повсюду. Сознание должно быть свободно от старых привычек, предрассудков, ограничений и даже от обычного мышления.

Очистив сознание от всего лишнего, вы будете воспринимать реальность в ее сущности, как таковой, в ее «обнаженности», которая соответствует буддийской концепции пустоты. Опустошите вашу чашку, чтобы она могла быть наполнена, освободите свое сознание для достижения истины.

Безнадежность ограниченности

В длинной истории боевых искусств стремление к копированию и имитации присуще в равной мере большинству боевых мастеров, инструкторов и учеников. Отчасти это связано с человеческой природой, отчасти с прочными традициями различных стилей. Найти «свежего» оригинального мастера-учителя очень трудно, и ощущается острая потребность в «указателе пути».


Каждый человек, отдавая предпочтение какому-то стилю, верит, что этот стиль самый лучший и отказывается от других. В таком случае каждый стиль становится своеобразным «законом», устанавливающим свое объяснение «Пути», свое понятие о гармонии жесткого и мягкого, свой ритм исполнения техник.

Вместо изучения рукопашного боя, как такового, большинство школ боевых искусств создают «беспорядок воображения», сбивают с толку и запутывают учеников, отвлекая их от подлинной реальности боя, которая является простой и ясной. Вместе проникновения непосредственно в суть боя, «ритуально» отрабатываются сложные эффектные формы, безнадежно ограниченные и надуманные техники, которые лишь имитируют реальную схватку. В таких школах ученики вместо приобретения навыков реального боя, занимаются чем-то «подобным» бою.

Еще хуже, когда в тренировку привносят понятие сверхъестественной силы сознания и духа. Это стремительно уносит учеников в мистику и абстракцию. Все эти вещи являются бесполезными попытками закрепить и зафиксировать постоянно изменяющиеся движения рукопашного боя, расчленять и анатомировать, как труп. Когда вы поймете это, то увидите, что реальный бой есть не что-то жестко фиксированное, а, напротив, нечто «очень живое». Установленные школами «образы» закрепляют и «цементируют» то, что ранее текло и изменялось. Очевидно, что такое обучение есть не что иное, как слепое следование бесполезным на практике шаблонам или трюкам, путь, который ведет в никуда.


Когда возникает реальное чувство, например, гнев или страх, сможет «стилист» действовать «классическим» способом, или он только услышит свой собственный пронзительный крик? Является живым человеком, способным на самовыражение, или только образцовым механическим роботом? Является он существом, которое может приспособиться к внешним обстоятельствам, или он сопротивляется им в соответствии с усвоенным в школе набором шаблонов? Создают ли избранные приемы барьер между ним и противником при постоянно изменяющихся внешних условиях?

«Стилисты» вместо того, чтобы смотреть прямо на факты, цепляются за формы, запутывают себя все более и более, и, наконец, загоняют себя в безвыходную ситуацию. Они не видят факта в его сущности, так как их обучение извращено и искажено, знание должно соответствовать сущности вещей. Зрелость не означает приверженности какой-то концепции. Это есть реализация того, что содержится в глубине нашей сущности.


Пустота есть свобода от навязываемых ограничений. Жизнь есть взаимосвязь с окружающим миром. Человек свободный и простой действует без процесса выбора. Что есть, то есть. Действие, основанное на мысли, очевидно, является результатом выбора, а значит оно не свободно. Такое действие создает дополнительное сопротивление, дополнительный конфликт.

Взаимоотношения есть процесс самопознания. Взаимоотношения есть зеркало, в котором вы исследуете себя самого – «быть» означает находиться во взаимоотношениях с кем-либо.

Комплекс «шаблонов», неспособных измениться или исправиться в зависимости от обстоятельств, есть очередной вариант «клетки». Истина лежит вне всяких шаблонов. Формальные упражнения есть бесплодные повторения техник вместо самопознания в процессе контакта с живым противником. Наработка таких «шаблонов» увеличивает сопротивление интуитивному действию, а сложные техники увеличивают его еще более.

Обычный человек подобен сгустку рутины, предвзятости и традиций. Когда он действует, то переводит каждое живое действие на язык прошлого. Знания фиксированы во времени, а процесс познания продолжается непрерывно. Знание приходит к нам от какого-то источника – из «статики», и накопления фактов, в то время, как познание есть движение, есть «динамика».

Накопление знаний есть только развитие памяти, которая становится механической. Познание есть движение, которое не имеет ни начала ни конца. В занятиях боевыми искусствами должен царить дух свободы. Обученное сознание – несвободно. Обучение ограничивает личность рамками особой системы. Чтобы обрести свободу самовнушения, необходимо покончить со своим «прошлым». От прошлого вы наследуете постоянство, от нового вы получаете изменение.


Для реализации свободы человек должен научиться жизни, как бесконечному движению. Свобода лежит по ту сторону сферы сознания. Наблюдать, но не останавливать и не истолковывать. Если вы думаете: «Я свободен», то на самом деле живете воспоминаниями о чем-то давно ушедшем. Понять и жить «сейчас» означает: все прошлое должно умереть. Свобода от познания есть смерть, поэтому вы живы. Откажитесь внутренне от «за» и «против». Не существует правильного или ошибочного действия, когда вы свободны. Боец, действующий без самовыражения, несвободен, поэтому он на все реагирует так, «как учили», вместо того чтобы реагировать на происходящее в соответствии с реальностью.

Боец, действующий без самовыражения, зря тратит драгоценное время. Боец должен всегда держать в сознании только одну цель – сражаться, не оглядываясь ни назад, ни в стороны. Он должен устранить все преграды своему движению вперед – эмоциональные, психические или интеллектуальные.

Любой человек может действовать свободно и цельно, если он «вне системы». Тот, кто действительно ищет истину, не имеет стиля вообще. Он живет тем, что есть.

Если вы хотите познать истину в боевых искусствах, видеть каждого противника ясно, вы должны отбросить представления о стилях и школах, предрассудки, симпатии, антипатии и так далее. Тогда в вашем сознании не будет конфликтов и наступит покой. В таком состоянии вы все будете видеть цельно и свежо!

Если вы следуете классическим образцам, вы познаете рутину, традицию, тень – что угодно, но только не самого себя. Как можно ответить на общее частным? Бездумное, ритмическое повторение техник лишает эти боевые движения их «жизни» и «смысла» – их реальности. Наработка форм, даже немного меняющихся в зависимости от условий, становится якорем, который держит вас на месте и тянет вниз. Этот путь ведет вас только вниз.


Форма есть средство создания внутреннего сопротивления, это есть отработка только шаблонных движений. Вместо бессознательного увеличения своего внутреннего сопротивления, делайте движение так, как оно возникает, не анализируйте его – инстинктивное действие позволяет приспособиться к противнику наилучшим образом. Боец, скованный рамками конкретного стиля, видит своего противника через «призму» внутреннего сопротивления – он «исполняет» свои стилизованные блоки, вслушивается в свой собственный пронзительный крик и не видит, что в действительности делает его противник. Мы сами являемся ката, мы есть классические блоки и удары, столь глубоко мы пропитаны ими.

Чтобы справиться с противником, необходимо открытое непосредственное восприятие. Такого восприятия не существует там, где есть внутреннее сопротивление, где существует «единственный верный путь».

Быть в состоянии гармонии с бытием означает быть способным следовать бытию, которое постоянно движется и изменяется. Если боец придерживается особой точки зрения, то он не способен следовать быстрому изменению бытия.

Чтобы ни думали вы о хуках и свингах, в рамках своего собственного стиля, не существует хорошей защиты от них. Действительно, почти все «природные» бойцы используют их. Боевым мастерам они добавляют разнообразия в атаках. Мастер должен уметь наносить удар из того положения руки, в котором она находится.

Но в классических стилях Система становится более важной, чем человек! «Классический» человек действует в соответствии с «шаблонами» стиля! Как могут косные методы и системы пополняться чем-то живым? Путь, «определенная дорожка» есть к тому, что статично, фиксировано, мертво, но нет пути к тому, что живо. Не сводите живую реальность до уровня статических образцов и не изобретайте методов достижения этого!

Истина заключается в отношениях с противником, в постоянном движении в жизни, но никогда в статике. Истина не имеет пути. Истина есть жизнь и, потому, изменение. Истина не имеет точки покоя, формы, ограничений, философии. Когда вы увидите это, вы поймете, что истина – такая же вещь, как вы сами. Вы не можете выразить себя и быть живым в статике, формах, стилизованных движениях.


Классические формы сковывают ваше творчество, ограничивают и закрепощают ваше чувство свободы. Вы не способны «быть», вы способны «делать» без всякого чувства. Позолоченная бумажка может быть выдана за золотую монету, чтобы успокоить плачущего ребенка. Точно так же, как так называемые «секретные техники» и эффектные позиции впечатляют неопытных новичков. Все вышесказанное не означает, что не нужно делать ничего вообще. Нужно только не обдумывать свои действия заранее. Не нужно выбирать. Отсутствие выбора в сознании не тормозит мысль.

Признание или отрицание мешают восприятию. Позвольте своему сознанию воспринимать противника не логикой, а чувством, тогда появится возможность реальной связи с ним. Чтобы одному человеку почувствовать внутреннее состояние другого, необходимо иметь такое состояние сознания, при котором нет места размышлению, сравнению или ожиданию будущего развития событий. Прежде всего не начинайте с выводов.

Почувствуйте свободу от шаблонов стилей. Освободите себя, наблюдая за своей обычной тренировкой. Не осуждайте и не одобряйте, просто наблюдайте. Когда вы вне влияния, когда вы отбросите заучивание классических форм и шаблонов, тогда вы будете ощущать и видеть окружающее свежо и ново. Когда у сознания нет выбора, нет требований, нет страха, то это – единственное состояние духа, в котором возможно восприятие. Такое состояние решит все ваши проблемы.


Понимание требует не только момента восприятия, но и непрерывного познания, постоянного состояния вопроса без ответа.

К пониманию рукопашного боя боец приходит простым и прямым путем: через ощущение от момента к моменту в зеркале взаимоотношений. Самопознание происходит в процессе взаимоотношений с другими людьми, а не в самоизоляции. «Познавать себя» означает «изучать себя во взаимных отношениях с другим человеком».

-------
| сайт collection
|-------
| Брюс Ли
| М. Уехара
| Боевая школа Брюса Ли. кн. 5. Философия и дух бойца
-------

В своем постижении боевых искусств Брюс Ли старался отыскать ту первозданную простоту и целостность, которая была присуща им изначально. Разработанная им система боя стала одним из этапов этой работы, направленной на осознание мудрости древних и облачения этой мудрости в новую форму, понятную для современного человека. Фрагменты этого осознания вдумчивый исследователь может обнаружить в том наследии, которое осталось после Брюса – его фильмы, книги, интервью.
В пятой, заключительной книге о боевом методе Брюса Ли, читатель найдет ключи к пониманию целостности и универсальности системы, разработанной Брюсом. Материал книги позволит интегрировать все части системы в тотальный боевой стиль, высокоэффективный и бескомпромиссный, представляющий собой сплав непоколебимого духа и реальной техники. Без понимания духовной стороны боевого искусства, представленной на страницах этой книги, невозможно понять «сердце» (сущность) метода боя, практиковавшегося Брюсом и его многочисленными последователями, что в итоге приводит лишь к «голой» имитации техники, превращая мощное боевое искусство в военизированную гимнастику.

Чтобы постичь боевое искусство, необходимо избавиться от всего, что скрывает истинный смысл, реальную жизнь. В то же время, это означает безграничное познание, которое должно быть направлено на изучение не особой области, входящей в состав целого, а на целое, содержащее в себе и эту область.
Путь познания кармы заключается в гармонии сознания и воли. Единство всего живого – есть истина, которую можно постичь тогда, когда ложное представление о возможности существования своего «Я» отделено от целого, уничтожено навсегда.
Пустота есть «нечто», которое находится точно посредине между «тем» и «этим». Пустота содержит в себе все и не имеет противоположности. В ней нет ничего, что исключало бы ее или противостояло ей. Пустота существует потому, что все формы возникают из нее, но тот, кто воплощает в себе пустоту, наполнен жизнью, энергией и любовью от всего сущего.
Превратись в «деревянную куклу»: у нее нет «Я», она ничего не думает, она ничего не воспринимает, не сохраняет. Позволь телу и конечностям следовать своим собственным законам.

Если в тебе нет ничего застывшего, косного, то окружающее бытие будет проявлять себя само. В движении будь подобен воде. В покое будь подобен зеркалу.

Отвечай подобно эху. Ничто невозможно отделить, мягчайшую вещь невозможно схватить.
Я двигаюсь и не двигаюсь вообще. Я подобен неподвижному отражению луны в бушующих и скачущих волнах. Это не осознание действия «Я делаю это», а скорее внутреннее понимание, что «это случилось, благодаря мне» или «это делается для меня». (Осознание собственного «Я» становится величайшим препятствием для правильного исполнения всех физических действий).
Концентрация сознания означает его неподвижность. Если сознание прекращает действовать свободно, как должно быть, то это уже не есть сознание, как таковое.


«Неподвижность» – это концентрация энергии в фокусе, как на оси колеса, вместо рассеивания ее в процессе разрозненных действий.
Главным является результат действия, а не его исполнение. Не актер, а игра, не экспериментатор, а эксперимент.
Видеть вещь независимо от своих собственных желаний и ожиданий, значит, видеть ее в истинном свете.
Искусство достигает высочайшей вершины, когда освобождается от самосознания. Свобода открывается человеку в тот момент, когда ему безразлично, какое впечатление он производит или должен производить.
Совершенный путь труден только для тех, кто выбирает и желает. Не выбирайте: нравится – не нравится, тогда все будет ясно. Сделайте зазор в толщину волоса, и небо отделится от земли, если хочешь познать истину не будь ни «за», ни «против». Борьба между «за» и «против» есть наихудшая болезнь сознания.
Мудрость заключается не в попытках отделить хорошее от дурного, а в умении «оседлать» их и приспособиться к ним, как пробка приспосабливается к гребням и впадинам волн.
Позвольте себе идти с болезнью, быть с ней, ухаживать за ней, это – путь быть свободным от нее. Утверждение является Дзэном, если только оно воздействует само по себе, а не мыслью, заключенной в нем. В буддизме нет места для усилий. Следует быть естественным и не делать чего-то особенного. Ешьте свою пищу, освобождайте кишечник, пейте воду, а если вы устали, ложитесь отдыхать. Невежественный будет смеяться надо мной, но мудрый поймет.
Уясните себе следующее: двигайтесь быстро, как призрак, и будьте спокойны, как невинность. Тот, кто спешит, проигрывает. Не опережайте других, всегда приспосабливайтесь к ним. Не спешите, выбросите это из головы. Не стремитесь к этому специально, и будете действовать, когда этого менее всего ожидают.
Думай, как бы не думая. Наблюдай за техниками, как бы не наблюдая. Не существует универсального уровня. Все, что я могу дать, подобно нужному лекарству от определенных болезней.

Восемь способов устранения страдания путем исправления ложных ценностей и получения истинных знаний о смысле жизни заключается а следующем:
1. Правильные воззрения (понимания): вы должны ясно видеть, что ошибочно.
2. Правильные устремления (желания): решитесь на исцеление.
3. Правильная речь: говорите в соответствии со своей целью – исцелиться.
4. Правильное поведение: вы должны действовать.
5. Правильный образ жизни: ваши средства существования не должны противоречить вашему лечению.
6. Правильные усилии: лечение должно идти с постоянной скоростью, самой высокой, которая может быть выдержана.
7. Правильное внимание (контроль сознания): вы должны чувствовать это и думать об этом непрерывно.
8. Правильное сосредоточение (медитация): учитесь созерцать глубину своего сознания.

Целью искусства является демонстрация внутреннего мира, воплощение в эстетическом произведении глубочайшего духовного и личного опыта человеческого бытия. Оно способно сделать понятным эти переживания и дает возможность осознать их в рамках идеального мира. Искусство проявляется в духовном понимании внутренней сущности вещей и является формой общения с природой абсолюта.
Искусство есть воплощенное впечатление от жизни, и оно преодолевает границы времени и пространства. Мы должны попытаться с помощью искусства придать нашим душам новые формы и новое отношение к природе и миру. Самовыражение мастера демонстрирует его душу, его школу, его хладнокровие. За каждым движением мастера скрывается музыка его души. В противном случае, движение является «пустым», а «пустое» движение подобно пустому слову – оно не имеет значения. Избегайте «неясных» мыслей и действий.


Искусство никогда не является украшением, декорацией, оно есть результат озарения. Искусство, другими словами, есть средство достижения свободы. Искусство требует совершенного мастерства техник, развитого размышлением.
Искусство без искусства есть творческий процесс внутри художника, его значение – «искусство души». Все виды движений есть шаги по пути к абсолютному эстетическому миру души. Творчество в искусстве является духовным выражением личности, корни которого кроются в «ничто». Его эффект заключается в расширении духовного мира.
«Искусство без искусства» есть искусство души, находящейся в покое, подобно отражению лунного света в глубоком озере. Конечной целью художника является использование его повседневной деятельности для того, чтобы стать настоящим мастером жизни, познать искусство жизни. Мастера всех видов искусств должны прежде всего быть мастерами жизни, для души создавая все. Все неясные представления должны исчезнуть прежде, чем ученик сможет назвать себя Мастером. Искусство – есть путь к «абсолюту» и к сущности человеческой жизни.
Цель искусства заключается не в одностороннем развитии духа, души и чувств, но в «раскрытии» всех человеческих способностей – мыслей, ощущений, воли и жизненного ритма мира природы. Так можно услышать беззвучное безмолвие и привести себя в состояние гармонии с ним.
Профессиональный уровень в искусстве еще не означает художественного совершенства. Искусство остается скорее на среднем уровне или отражает некоторый шаг в психическом развитии, совершенство которого основано не на очертании или форме, а должно исходить из человеческой души.
Творческая деятельность не заключается в искусстве, как таковом. Оно проникает в глубинный мир, в котором все формы искусства (вещи внутренне познанные) существуют вместе, в котором гармония души и космоса, в котором «ничто» имеет свою связь с реальностью.
Это есть творческий процесс, поэтому, это есть реальность, и реальность есть истина.

1. Стремление к истине.
2. Осознание истины (и ее существования).
3. Восприятие истины (ее сущности и направления – подобно ощущению движения).
4. Понимание истины (в первую очередь философская практика для понимания ее – Дао. Видеть не часть, а целое).
5. Опыт истины.
6. Овладение истиной.
7. Забвение истины.
8. Забвение носителей истины.
9. Возвращение к первоисточнику, где лежат корни истины.
10. Покой и ничто.

Все многообразие жизни существует в виде жестких форм, имеющих определенные рамки, ограничения. Для понимания Джиткундо нужно отбросить все идеалы, шаблоны и стили, отбросить вопрос – существует ли идеал в Джиткундо? Можете вы наблюдать за ситуацией, не называя ее? Называя ситуацию, превращая ее в слово, вы придаете ей форму. Действительно, трудно просто наблюдать ситуацию – наш разум очень сложен. Легко обучать кого-то мастерству, но очень трудно научить человека независимому самостоятельному мышлению, отношению.

Джиткундо предпочитает бесформенное, так как может принимать любые формы, Джиткундо не имеет стиля и подходит для любых стилей. В результате Джиткундо использует все пути и не связано ни с одним из них, более того, использует все техники и средства, которые служат его целям.
Занимайтесь Джиткундо с намерением укрепить волю. Забудьте о победе и поражении, забудьте о гордости и боли. Дайте вашему противнику коснуться вашей кожи, и вы проникнете в его плоть, дайте ему проникнуть в вашу плоть, и вы сломаете ему кости, дайте ему сломать ваши кости, и вы возьмете его жизнь! Не заботьтесь о своей безопасности, положите свою жизнь перед ним.
Большой ошибкой будет ожидать результат заранее. Не следует думать о победе или поражении. Дайте природе следовать своим путем, и ваше оружие нанесет удар в нужный момент. Джиткундо учит нас не оглядываться назад, однажды выбрав путь. Оно оценивает жизнь и смерть равнозначно. Джиткундо избегает внешнего, проникает вглубь сложного, постигает суть проблемы и указывает ключевые факторы.
Джиткундо не ходит вокруг да около, оно не пользуется извилистым окольным путем. Джиткундо следует к цели по прямой. Простота есть кратчайшее расстояние между двумя точками. Искусство Джиткундо состоит в упрощении. Оно позволяет быть самим собой, оно означает реальность в ее бытии. Быть самим собой, означает обладать свободой в ее первоначальном смысле, не ограниченной привязанностями, пределами, зависимостями.
Джиткундо есть просветление, путь жизни, движение к сильной воле и контролю, этого можно добиться и интуитивно.


Во время тренировок ученик всегда должен быть активным и динамичным, но в реальном бою его сознание должно быть спокойным. Он должен чувствовать себя так, как если бы ничего особенного не происходило. Когда он наступает, его шаги должны быть легкими и надежными, его глаза не выпучиваются и не смотрят на врага с безумной яростью. Его поведение ничем не отличается от его обычного повседневного поведения, нет изменений, зависящих от его впечатлений, нет ничего выдающего тот факт, что он находится в смертельной схватке.
Ваше природное оружие имеет двойную цель:
1. Сокрушить противника – разрушать все, что стоит на пути к миру, справедливости и гуманности.
2. Разрушать ваши собственные порывы, возникающие от инстинкта самосохранения. Разрушать все, беспокоящее ваше сознание. Не причинять вреда никому, но преодолеть свои собственные недостатки – жадность, гнев, глупость и т.д. Джиткундо воздействует на нас самих.
Удары кулаками и ногами являются средством уничтожения эго. Это природное оружие представляет собой силу интуиции или инстинкта, которые, в отличие, от интеллекта или усложненного эго, не анализируют себя, ограничивая тем самым свою свободу. Природное оружие двигается вперед, не оглядываясь назад или по сторонам.
Так как чистосердечность и пустота сознания есть врожденные качества человека, то его природное оружие наследует эти качества и проявляет их с величайшей степенью свободы. Природное оружие является символом невидимого духа, поддерживающего сознание, тело и конечности в постоянной активности.
Отсутствие стереотипной техники по сути означает абсолютную свободу. Любые направления движения возможны в этом случае.
Отсутствие ограничений есть врожденное качество сознания человека. В естественном состоянии его мысли движутся вперед непрерывно: прошлые, настоящие и будущие мысли продолжаются как непрерывный поток.
Отсутствие мыслей означает не уноситься мыслями прочь в процессе мышления, не отвлекаться внешними объектами, думая быть свободным от мыслей. Истина, таким образом, есть субстанция, а мысли есть функция истины. Мыслить, определять значение в мыслях, это значит разрушать мысль.

Сконцентрируйте свое сознание в «резкий фокус» и примите состояние боевой готовности, чтобы вы могли мгновенно интуитивно понять истину, которая существует повсюду. Сознание должно быть свободно от старых привычек, предрассудков, ограничений и даже от обычного мышления.
Очистив сознание от всего лишнего, вы будете воспринимать реальность в ее сущности, как таковой, в ее «обнаженности», которая соответствует буддийской концепции пустоты. Опустошите вашу чашку, чтобы она могла быть наполнена, освободите свое сознание для достижения истины.

В длинной истории боевых искусств стремление к копированию и имитации присуще в равной мере большинству боевых мастеров, инструкторов и учеников. Отчасти это связано с человеческой природой, отчасти с прочными традициями различных стилей. Найти «свежего» оригинального мастера-учителя очень трудно, и ощущается острая потребность в «указателе пути».

Каждый человек, отдавая предпочтение какому-то стилю, верит, что этот стиль самый лучший и отказывается от других. В таком случае каждый стиль становится своеобразным «законом», устанавливающим свое объяснение «Пути», свое понятие о гармонии жесткого и мягкого, свой ритм исполнения техник.
Вместо изучения рукопашного боя, как такового, большинство школ боевых искусств создают «беспорядок воображения», сбивают с толку и запутывают учеников, отвлекая их от подлинной реальности боя, которая является простой и ясной. Вместе проникновения непосредственно в суть боя, «ритуально» отрабатываются сложные эффектные формы, безнадежно ограниченные и надуманные техники, которые лишь имитируют реальную схватку. В таких школах ученики вместо приобретения навыков реального боя, занимаются чем-то «подобным» бою.
Еще хуже, когда в тренировку привносят понятие сверхъестественной силы сознания и духа. Это стремительно уносит учеников в мистику и абстракцию. Все эти вещи являются бесполезными попытками закрепить и зафиксировать постоянно изменяющиеся движения рукопашного боя, расчленять и анатомировать, как труп. Когда вы поймете это, то увидите, что реальный бой есть не что-то жестко фиксированное, а, напротив, нечто «очень живое». Установленные школами «образы» закрепляют и «цементируют» то, что ранее текло и изменялось. Очевидно, что такое обучение есть не что иное, как слепое следование бесполезным на практике шаблонам или трюкам, путь, который ведет в никуда.

Когда возникает реальное чувство, например, гнев или страх, сможет «стилист» действовать «классическим» способом, или он только услышит свой собственный пронзительный крик? Является живым человеком, способным на самовыражение, или только образцовым механическим роботом? Является он существом, которое может приспособиться к внешним обстоятельствам, или он сопротивляется им в соответствии с усвоенным в школе набором шаблонов? Создают ли избранные приемы барьер между ним и противником при постоянно изменяющихся внешних условиях?
«Стилисты» вместо того, чтобы смотреть прямо на факты, цепляются за формы, запутывают себя все более и более, и, наконец, загоняют себя в безвыходную ситуацию. Они не видят факта в его сущности, так как их обучение извращено и искажено, знание должно соответствовать сущности вещей. Зрелость не означает приверженности какой-то концепции. Это есть реализация того, что содержится в глубине нашей сущности.

Пустота есть свобода от навязываемых ограничений. Жизнь есть взаимосвязь с окружающим миром. Человек свободный и простой действует без процесса выбора. Что есть, то есть. Действие, основанное на мысли, очевидно, является результатом выбора, а значит оно не свободно. Такое действие создает дополнительное сопротивление, дополнительный конфликт.
Взаимоотношения есть процесс самопознания. Взаимоотношения есть зеркало, в котором вы исследуете себя самого – «быть» означает находиться во взаимоотношениях с кем-либо.
Комплекс «шаблонов», неспособных измениться или исправиться в зависимости от обстоятельств, есть очередной вариант «клетки». Истина лежит вне всяких шаблонов. Формальные упражнения есть бесплодные повторения техник вместо самопознания в процессе контакта с живым противником. Наработка таких «шаблонов» увеличивает сопротивление интуитивному действию, а сложные техники увеличивают его еще более.
Обычный человек подобен сгустку рутины, предвзятости и традиций. Когда он действует, то переводит каждое живое действие на язык прошлого. Знания фиксированы во времени, а процесс познания продолжается непрерывно. Знание приходит к нам от какого-то источника – из «статики», и накопления фактов, в то время, как познание есть движение, есть «динамика».
Накопление знаний есть только развитие памяти, которая становится механической. Познание есть движение, которое не имеет ни начала ни конца. В занятиях боевыми искусствами должен царить дух свободы. Обученное сознание – несвободно. Обучение ограничивает личность рамками особой системы. Чтобы обрести свободу самовнушения, необходимо покончить со своим «прошлым». От прошлого вы наследуете постоянство, от нового вы получаете изменение.

Для реализации свободы человек должен научиться жизни, как бесконечному движению. Свобода лежит по ту сторону сферы сознания. Наблюдать, но не останавливать и не истолковывать. Если вы думаете: «Я свободен», то на самом деле живете воспоминаниями о чем-то давно ушедшем. Понять и жить «сейчас» означает: все прошлое должно умереть. Свобода от познания есть смерть, поэтому вы живы. Откажитесь внутренне от «за» и «против». Не существует правильного или ошибочного действия, когда вы свободны. Боец, действующий без самовыражения, несвободен, поэтому он на все реагирует так, «как учили», вместо того чтобы реагировать на происходящее в соответствии с реальностью.
Боец, действующий без самовыражения, зря тратит драгоценное время. Боец должен всегда держать в сознании только одну цель – сражаться, не оглядываясь ни назад, ни в стороны. Он должен устранить все преграды своему движению вперед – эмоциональные, психические или интеллектуальные.
Любой человек может действовать свободно и цельно, если он «вне системы». Тот, кто действительно ищет истину, не имеет стиля вообще. Он живет тем, что есть.
Если вы хотите познать истину в боевых искусствах, видеть каждого противника ясно, вы должны отбросить представления о стилях и школах, предрассудки, симпатии, антипатии и так далее. Тогда в вашем сознании не будет конфликтов и наступит покой. В таком состоянии вы все будете видеть цельно и свежо!
Если вы следуете классическим образцам, вы познаете рутину, традицию, тень – что угодно, но только не самого себя. Как можно ответить на общее частным? Бездумное, ритмическое повторение техник лишает эти боевые движения их «жизни» и «смысла» – их реальности. Наработка форм, даже немного меняющихся в зависимости от условий, становится якорем, который держит вас на месте и тянет вниз. Этот путь ведет вас только вниз.

Форма есть средство создания внутреннего сопротивления, это есть отработка только шаблонных движений. Вместо бессознательного увеличения своего внутреннего сопротивления, делайте движение так, как оно возникает, не анализируйте его – инстинктивное действие позволяет приспособиться к противнику наилучшим образом. Боец, скованный рамками конкретного стиля, видит своего противника через «призму» внутреннего сопротивления – он «исполняет» свои стилизованные блоки, вслушивается в свой собственный пронзительный крик и не видит, что в действительности делает его противник. Мы сами являемся ката, мы есть классические блоки и удары, столь глубоко мы пропитаны ими.
Чтобы справиться с противником, необходимо открытое непосредственное восприятие. Такого восприятия не существует там, где есть внутреннее сопротивление, где существует «единственный верный путь».
Быть в состоянии гармонии с бытием означает быть способным следовать бытию, которое постоянно движется и изменяется. Если боец придерживается особой точки зрения, то он не способен следовать быстрому изменению бытия.
Чтобы ни думали вы о хуках и свингах, в рамках своего собственного стиля, не существует хорошей защиты от них. Действительно, почти все «природные» бойцы используют их. Боевым мастерам они добавляют разнообразия в атаках. Мастер должен уметь наносить удар из того положения руки, в котором она находится.
Но в классических стилях Система становится более важной, чем человек! «Классический» человек действует в соответствии с «шаблонами» стиля! Как могут косные методы и системы пополняться чем-то живым? Путь, «определенная дорожка» есть к тому, что статично, фиксировано, мертво, но нет пути к тому, что живо. Не сводите живую реальность до уровня статических образцов и не изобретайте методов достижения этого!



error: Контент защищен !!